Обзор фильма Дюнкерк

Статья Обзор фильма Дюнкерк

Автор: Евгений Ишков

Дата: 23.07.2017 21:56

+83

Поделитесь с друзьями:

3646

Как бы это не было для кого-то возмутительным, но к популярному среди зрителей и критиков режиссеру Кристоферу Нолану можно относится по-разному: очень и очень многие считают его картины восхитительными полотнами, где воедино сливается крайне запутанный, но при этом интересный сюжет, прекрасная операторская работа и общее качество изображения вкупе со звуком, а также некая, проходящая через все ленты философская мысль.

Однако, существует и другая (темная) сторона работ известного кинематографиста, которая утверждает, что твисты ради твистов, поражающие своей изобретательностью в работе с натуральным освещением, но при этом крайне неровные монтажные склейки в стиле позднего Терренса Малика,  а также зашкаливающий пафос и тривиальная подача умных мыслей - это вовсе не искусно сделанная ода кино, а всего лишь удачная попытка войти в модную среду Голливуда, где сегодня (да, в принципе, как и всегда) ценится красивая обертка.

Тиканье часов будет преследовать вас весь фильм. По идее, это призвано создать у зрителя напряжение

Сам я, признаюсь, не слишком лелеял признанного мэтра до выхода «Интерстеллара» - фильма хоть и не гениального, но доказывающего, что этот режиссер способен выдавать хорошие блокбастеры старого пошиба, в которых за дорогущими спецэффектами и технической совершенностью можно разглядеть неплохие драматические сцены и какой-никакой смысл. Впрочем, в новом творении «Дюнкерк» Нолан решил вернуться к «зрелищу и хлебу», только уже практически без шелухи из хитросплетений множественных сюжетных веток, чем доказал, что «гении» никогда не меняются.

Наперегонки с войной

Кино рассказывает историю о «Дюнкерской операции» в начальные годы Второй мировой войны, в ходе которой немецкие войска смогли блокировать французский город-порт Дюнкерк вместе с десятком батальонов союзных войск, некоторое время не дававших врагу проход через Ла-Манш к английской части света. Командование британцев и французов посчитало, что сохранение большей части армии гораздо важнее, чем негарантированный выигрыш в сражении и потому дало приказ об эвакуации всех бойцов, находящихся в тисках гитлеровской военной машины.

Спасение несколько сотен тысяч членов пехотного состава осложняется тактически невыгодным расположением города: сзади бескрайнее море, а впереди только танковые дула и блестящие на солнце штыки немцев. Часы тикают, и солдатам остается все меньше времени, чтобы уйти от неумолимо надвигающейся военной стихии.

В чем Нолана точно можно похвалить, так это в приверженности кинопленке.

Многим, как и мне, был непонятен выбор не очень известной страницы из истории Второй мировой в качестве завязки. К тому же, мы уже настолько привыкли к воспеванию храбрости и героизма в подобных лентах, что русским зрителям идея фильма о данном событии показалась пошлой попыткой бывших союзников представить не самое светлое свое достижение в выгодном для британцев свете, а кто-то вообще заявлял об «очередном посягательстве» на важнейшую роль, которую сыграл восточный фронт в кровопролитной войне (сразу вспоминаются отзывы особых индивидуумов на «Список Шиндлера», гласящие об пропагандистском восхвалении павших евреев и намеренном забывании жертв среди населения СССР).

Актеры стараются изобразить панические эмоции, но больше играть им нечего

На деле же все оказалось довольно просто: во время «Дюнкерской операции» немецкие наземные силы по приказу вышестоящих отсиживались на безопасном расстоянии, а нападения в основном совершались с помощью артиллерии и авиации, из-за чего она показалась режиссеру замечательной площадкой для необычного эксперимента, в ходе которого он собирался совместить саспенс из триллеров и классическую военную тематику. И в свете этого есть две новости: плохая - нового Хичкока из Нолана не вышло, а хорошая - преемника Эда Вуда, к счастью, тоже.

А Тома Харди, видимо, пригласили только чтобы побольше людей пришло поглазеть на любимое лицо

Но в чем разница между великим художником и неудачным его подражателем? Дьявол, или, что вернее, талант кроется в деталях: в картинах Хичкока кроме самого леденящего душу слова «саспенс» была еще и развивающаяся история с персонажами, чьи образы не были обделены мелкими сюжетными мазками, дополняющими картину происходящего и привязывающими зрителя к героям действа, тем самым вызывая интерес слежения за их судьбами и нервное трепетание, когда им угрожает опасность (а гениальный «Психо», кроме того, вообще заканчивался на неожиданной и мощной ноте).

Что предлагает «Дюнкерк»? Ну, в нем наличествуют три сюжетных линии с разными главными героями, периодически пересекающимися в определенных точках фабулы. Проблема в том, что эти герои и сюжеты никак художественно не выражены и фактически пусты более чем полностью: диалогов минимум, характеры не раскрыты, зато все громко взрывается (да, знаю, это выглядит как краткая оценка дипломной работы горе-студента ВГИКА, но поверьте, ничего больше тут сказать и нельзя). Нет никаких предпосылок или зацепок для того, чтобы мы наблюдали и сопереживали. 

И если в кинотеатре сценарная пустота заполняется реалистичным грохотом разрывающихся бомб, то на обычном телевизоре без дорогой акустики вам откроется поистине трагическая скукота. Театр картонок, ей-богу.

Мы сражались за Катю. То есть за Дюнкерк. В смысле… короче, вы поняли

Главная ассоциация, возникшая у меня при просмотре, может показаться кому-то странной, но, как мне кажется, она донельзя точна: «Дюнкерк» вызывает ровно те же ощущения, которые можно получить в распространившихся по всей нашей необъятной родине 4D кинотеатрах (или уже 5D?) с поправкой на немного разные инструменты вызывания у зрителя эффекта присутствия.

Если в шарашкиных заведениях вас заставляют ездить туда-сюда на неудобных креслах и страдать эпилептическими припадками от постоянно мелькающих картинок, которые и фильмом-то назвать нельзя, то в свежей картине Нолана используются все технические наработки синематографа за последние десятилетия: великолепный звук (от выстрелов и взрывов вы гарантированно будете подпрыгивать), глубокие цвета камер IMAX (вы будто проникаете за ту сторону экрана) и смертельно-опасные ситуации, в которые на протяжении всего хронометража попадают герои и вызывающие неподдельное напряжение (не из-за хорошо написанного сценария и мастерского построения сцен, как у уже упомянутого Хичкока, а только потому, что вы словно находитесь в фильме).

Удивительно, но количество пафоса в ленте не превышает и трех строчек диалогов

Из достоинств также можно отметить плохо выраженную центральную тему фильма, продолжающую мысль «Спасти рядового Райана» о бесценности человеческой жизни даже в пекле войны: «Выжить - значит победить» (поднявшая, кстати, вполне понятную волну саркастических и откровенно злобных высказываний на постсоветском пространстве).

Эффект «Гравитации»

Другое дело, что уже по пути из кинозала вы начинаете чувствовать, так называемый мной, эффект фильма «Гравитация» (похожего по накалу саспенса и применяемым методам его создания), когда эмоции остывают и в голове после увиденного остается лишь тихонько звенящий в пустой черепной коробке вопрос: «Аттракцион был, а где кино-то!?». А «кина», оказывается, и в помине не было.

Главное, не ждите в фильме того, что Кристофер Нолан показал в предыдущих шедеврах - глубокого философского смысла. Однако, несмотря на все это - смотреть «Дюнкерк» нужно. Но будьте готовы к тому, что спустя несколько дней с момента похода в кино, вы забудете о том, что был такой фильм. Может это и к лучшему...

P.S. Мнение редактора сайта об этом фильме вы можете прочесть по ссылке.

Оценка фильма: 7.8

Что ещё почитать?
Stellar Blade может получить сиквел
Stellar Blade может получить сиквел
Максим Антонов, 03.04.2024
Релизный трейлер No Rest for the Wicked
Релизный трейлер No Rest for the Wicked
Максим Антонов, 16.04.2024
Новые скриншоты The Wolf Among Us 2
Новые скриншоты The Wolf Among Us 2
Максим Антонов, 19.04.2024