Жанр: драма
Премьера (мир): 2 июля 2019 года
Премьера (РФ): 22 августа 2019 года
Страна: Россия
Режиссёр: Борис Акопов
Сценарий: Борис Акопов
В ролях: Юрий Борисов, Стася Милославская, Афина Кондрашова, Егор Кенжаметов, Александр Самсонов, Игорь Савочкин, Алексей Филимонов, Сергей Двойников, Александр Левин, Роман Колотухин
Возраст: 16+
Время: 99 минут
Оценка фильма: 8.5 из 10
Без всякого сомнения, лучшим фильмом про 90-ые как эпоху, оставившую шрам на каждом, кто жил в эти годы, является «Брат». Фильм «Брат» Алексея Балабанова вышел в 1997 году. Словно передавая привет любимому творцу своего детства, режиссёр-дебютант Борис Акопов снимает свою историю про 1997 год. Про год, когда вышел «Брат».
Фильм «Бык» отправляет зрителей в март 1997-го в неблагополучную провинцию, где лихие 90-ые вынуждают людей творить самые непостижимые вещи. Уже за первые полчаса фильма мы наблюдаем все символы эпохи: фотоаппарат Полароид, или как его гордо именует обладатель «Полароид перманент!», старый видак с пиратской видеокассетой, на которую пополам записаны первые сезоны «Тома и Джери» и немецкая порнография, рэйв-дискотеки с первыми в России ЛСД и трансвеститами, Mortal Kombat 2 на ЭЛТ-телике в гараже, бунтарские шмотки из секонд-хенда, раскрашенные зелёным цветом волосы в «тренде» и, как апогей всего этого — Ельцин на экране, прощающийся с россиянами, 99 годом и XX веком.
В то время, как многие режиссёры пытаются скопировать символы эпохи, запутываясь в анахронизмах и поддельных ёлочных игрушках, у Акопова получается органичное погружение в культурную среду — как у Тарантино с его «Однажды в Голливуде». Автор статьи ходил в 1997 году в школу, поэтому помнит, как всё было на самом деле. Как в фильме.
Антоша Быков по прозвищу Бык — практически такой же антигерой своего времени, как Данила Багров: лишнего не болтает, живёт по совести, плюс у него в свои 20 с небольшим уже есть тюремная ходка за плечами, заикание от полученной контузии и прогрессирующая болезнь сердца. Для полноты картины не хватает разве что фраз в духе «Не мы такие, жизнь такая» и «В чем сила, брат?». Тем не менее, Антоша не безнадёжен — в разговоре с вором в законе по кличке Моисей он заявляет: «Выпьем за демократию, пусть исчезнет власть, решетки, заборы, законы, только совесть останется».
Отчаянно пытаясь выжить, обеспечить свою почти задушенную 90-ыми маму, младших сестру и брата, Бык старается быть плохим парнем, антигероем, хотя внутри у него не только стальной стержень, но и большое, буквально бычье сердце. Именно «бычьим сердцем» называют в простонародии кардиомегалию, заболевание Антона. И герой, который поначалу отталкивает, который кажется «дурачком из глубинки», капля за каплей завоевывает доверие зрителей, находясь далеко от образа рыцаря на белом коне.
Рассматривая фильм с точки зрения сюжета, мы получаем нечто вроде микса из «Завода» Юрия Быкова и «Бритоголовых» с Расселом Кроу — будни неформалов, бандитов и ищущих себя в этой жизни людей, многие из которых в борьбе за место под солнцем полностью теряют человеческое обличье. Здесь нет особенно хороших и плохих, все погрязли в наркотиках, сексе и насилии, но с поправками на нравы российской провинции. Снято честно, жёстко и без морализма, без попытки объяснить, что в киношном 97-м хорошо, а что плохо.
В этом году «Бык» уже получил главный приз кинофестиваля «Кинотавр», а вместе с ним — признание Виктора Сухорукова, который поблагодарил всю съемочную команду и актеров за проделанную работу. Из трио, причастного к успеху оригинального «Брата», в живых остался только Виктор Иванович, и именно он по сути передал Акопову и его «Быку» эстафету в XXI веке. На это намекает и кадр с Ельциным, который устал и уходит. Сергей Бодров погиб в 2002 году, но его дело живёт, потому что, как бы банально это не прозвучало, но этому городу по-прежнему нужен герой.
Не хочется разбрасываться громкими эпитетами, и говорить о том, что «Бык» — главный русский фильм года. Но это точно главный фильм про ужас и грязь 1997 года, который стоит посмотреть даже тем, кто родился уже в новом веке. Отдельные лучи любви отправляются в адрес саундтрека: от попсового «Миража» до неформальных «Анонс» и «Химера», а главное — эти мелодии отражают дух времени не хуже «Наутилуса Помпилиуса», который задавал настрой сами знаете какому фильму.