Нужны ли оценки в обзорах?

Статья Нужны ли оценки в обзорах?

Автор: Данил Ряснянский

Дата: 06.08.2017 11:55

+4

Поделитесь с друзьями:

3777

За последний год я всё чаще стал замечать, что с оценками в профильной прессе происходит какая-то несусветная чертовщина. Причём массовое помешательство случилось повсеместно – невнятную и необъяснимую цифирь лепят как на Западе, так и у нас. Споры об объективности и непредвзятости, порядочности и продажности, точности или ошибочности той или иной оценки идут, не прекращаясь, уже несколько лет, но только сейчас стало очевидно, что с нынешней системой отзывов, выражающихся в количественных символах, что-то явно не так и дальше всё будет только хуже.

В результате всех скандалов, шуточек про «12 из 10» и истерией по поводу рейтингов на Metacritic, Rotten Tomatoes и прочих агрегаторов отзывов у любого нормального человека возникнет резонный вопрос – стоит ли судить о качестве проекта по оценкам критиков, и нужны ли оценки вообще. В тексте речь пойдёт по большей части об играх, но вы с лёгкостью сможете экстраполировать этот материал на кино- и музыкальную критику без особых проблем.

Оценивание произведений искусства в баллах - глупость по умолчанию

Первый и наверно самый очевидный контраргумент существования оценок в виде набора цифр, неважно по какой шкале, является тот факт, что сама идея оценивания произведения искусства в численном виде абсурдна. Попробуйте выставить оценку «Преступлению и наказанию» Достоевского? А как насчёт оценки «Лунной сонаты» Бетховена? А сколько баллов заслуживают «Заморские гости» Николая Рериха? Об этом идёт и речь.

Оцените картину от 1 до 10

Да, наверняка найдутся рационалисты, которые обязательно докажут, что в основе всего прекрасного и хорошего лежат логические математические модели и законы гармонии, но под эту гребёнку можно подвести далеко не каждое произведение, и даже не каждую его часть. В случае с играми идеальным примером является их визуальная составляющая. Можно с довольно высокой долей точности проанализировать технические достижения и параметры проекта - детализацию объектов, использование продвинутого освещения, анимацию, разрешение текстур и частоту кадров. Но когда дело касается стилистики, художественных образов и арт-дирекшена, начинается чистой воды вкусовщина. Которая потом и выражается, увы, в странных цифрах.

Критик - живой мыслящий человек

Надо понимать, что все эти средние баллы на Metacritic появляются не из воздуха: за каждым обзором стоит конкретный человек, который, как бы это не звучало банально, не робот. У него есть свои предпочтения и вкусы, симпатии и антипатии, жизненный опыт и взгляд на вещи. Именно это и отличает его от всех прочих людей. Чёрт возьми, да даже один и тот же человек в разном настроении, состоянии и жизненных обстоятельствах будет оценивать один и тот же проект совершенно по-разному!

За каждой этой цифрой стоит мнение подчас нескольких десятков профессиональных журналистов

Вот и выходит, что никакой истины и «правильной» оценки быть не может быть по определению - каждый воспринимает тот или иной продукт со своей колокольни, и что один человек с позиции своих знаний и опыта воспринимает как нечто изумительное, другой рискует просто не оценить. Бывают и обратные примеры - с высоты своего размашистого и необъятного кругозора одна персона может в пух и прах разнести в общем-то, вполне себе удобоваримый проект, недостатки которого другому не покажутся столь серьёзными. Но если в случае с отношениями «критик-критик» эта разница во мнениях малозаметна, то пропасть между критиками и конечными пользователями подчас оказывается шире Гранд-Каньона.

Журналисты и потребители - разные люди

В очередной раз замечая то, как кто-нибудь восхищённо отзывается о какой-либо игре или наоборот, разносит её в пух и прах, подумайте о том, что, скорее всего, данный человек играет уже много-много лет, успел оценить не один десятков проектов и оценивает всё с высоты своего богатого жизненного опыта. Хорошо ли это? Наверное, да, ведь этот человек досконально может разобрать достоинства и недостатки проекта.

Но есть у такого явления и обратная сторона медали - не столь искушённой и утончённой публике расхваленное может прийтись совершенно не ко двору, равно как и униженное и уничтоженное прессой, наоборот, понравится. Некоторая часть профильных журналистов начинает наоборот, работать на публику, «подкручивая» свои оценки и ревью в пользу ожиданий и настроений аудитории, чем убивают вообще саму сущность критики как жанра.

Это лишь несколько свежих примеров, когда люди оказались несогласны с мнением журналистов

Самое же страшное происходит, когда по тем или иным причинам за оценивание проекта сажают полного профана, который с видом знатока начинает оценивать и препарировать то, в чём совершенно не разбирается. Например, если вы прочтёте несколько популярных обзоров «профессиональной» прессы на какие-нибудь файтинги или jRPG, то наверняка заметите то, что основная масса так называемых игровых журналистов в них разбирается чуть ли не хуже среднестатистического игрока.

При этом, очень часто многие критики обладают каким-то совершенно невероятным самомнением и стремятся со всей силы показать свой глубочайший внутренний мир и агрессивную позицию. Пример идущей в прокате «Тёмной башни» крайне показателен - чуть ли не все кинокритики внезапно заделались невероятными знатоками творчества Стивена Кинга и разнесли, в общем-то, забавное одноразовое приключенческое кино в лоскуты. Или обратный пример - «Дюнкерк», фильм определённо выдающийся по части аудивизуальной эстетики, но явно не идеальный и уж точно скучный для доброй массы зрителей, начал без остановки получать 10 из 10.

Шкалы и баллы у всех разные

Отдельную сумятицу в понимание дурацких цифорок (или буковок) вводят разночтения в формах и видах выставления этих самых оценок. Где-то используется пятибалльная система, где-то – десятибалльная, где-то вообще вместо оценки используется словесный аналог. На некоторых ресурсах, включая наш, используется шаг оценки в 0.1 балл, где-то – в полбалла, а кое-где – в один балл.

Но даже если два условных сайта используют одинаковую систему оценивания, это совершенно не значит, что не менее условные «5/10» на ресурсе X по смысловому наполнению равны «5/10» на портале Y.

И это мы еще не учитываем различного понимания авторами, той или иной оценки (даже в рамках одного проекта, каждый автор может по своему понимать систему оценивания).

Пример разных систем оценивания на примере одной игры

Это порождает настоящую путаницу в головах потребителей, которые постоянно задаются вопросом уровня: «А 7 баллов из 10 - это всё-таки хорошая игра или не очень?». Масла в огонь этого всеобщего непонимания подливают личности, которые беззастенчиво лепят «10 из 10» или «4 из 10» куда не попадя, без какой-либо внятной аргументации. Из-за таких разночинцев ценность оценки с каждым годом всё больше и больше теряется.

Оценки потеряли цену и вес

Если проследить тенденцию с середины прошлого десятилетия, то станет заметно, что граница оценок и их удельный вес с каждым годом неуклонно сокращается. Откровенно плохих или действительно отличных игр не становится больше или меньше, но если десять лет назад та самая оценка в семь баллов считалось очень достойной, то сейчас многие игроки совершенно серьёзно игнорируют проекты, чей средний балл ниже отметки восемь.

На эту психологическую особенность стала реагировать и сама критика, чьи оценки медленно и неуклонно стали ползти наверх последние несколько лет. В противовес этому явлению появилось множество нарочитых оппозиционеров, которые стали в пику крупным изданиям и отдельным деятелям наоборот, ставить максимально низкие баллы, поливая помоями даже очень хорошие проекты.

Как в этом аду можно сохранить рассудок обыкновенному пользователю, который ищет, во что ему поиграть или что посмотреть лично нам неясно.

Оценки стали инструментом маркетинга и рекламы

Самое же главное, что нужно окончательно понять по поводу оценок, как минимум в отношении игр - они практически перестали быть мерилом качества конечного продукта, а стали одним из средств продвижения проекта.

Лишний балл на Metacritic, набор титулов «Игра года» и число «10 из 10» очень тешит чувство важности издателя, который с радостью налепит на обложку игры яркие и красочные цитаты с большими цифрами, тем самым опосредованно повлияв на её продажи.

Обложка GOTY-издания Batman: Arkham City - самый запредельный пример того, как оценки используются в маркетинге

Если учесть, что сейчас ярким откликом и уважением у людей пользуются мнения видеоблогеров и стримеров, то обзоры из элемента рекомендательного превратились скорее во что-то архаичное, но существующее в качестве элемента престижа и хорошего вкуса. Особенно эта тенденция видна на Западе - авторы рецензий всё чаще делают их в форме эссе, с максимальным описанием личных чувств и эмоций, совершенно не разбирая плюсы и минусы проекта, лишь добавляя к своим ощущениям в конце цифровой эквивалент, который потом и подбирают Metacritic и Gamerankings.

Так может отказаться от оценок?

Было бы здорово, но, увы, сделать это сейчас почти нереально. Как минимум для этого придётся воспитать целое поколение людей, которые будут смотреть не финальный вывод и пару цифр, а смогу оценить подробный обзор и почерпнуть оттуда полезную информацию.

Придется отучить людей не бежать с истерическими воплями в комментарии к очередному обзору, где они будут объяснять какой автор дурак, а попросту принять и понять позицию другого человека. Наконец, для этого надо внушить самим критикам, что облизывание и восхваление, равно как и лютое критиканство - это неэтичные и омерзительные практики, которые в своей деятельности лучше не применять.

А пока нам всем, увы, приходиться терпеть и пользоваться этими глупыми пустыми циферками.

Что ещё почитать?
Интервью об игре Сатурн
Интервью об игре Сатурн
Мария Трикстер, 27.10.2024
Интервью об игре Flashloop
Интервью об игре Flashloop
Мария Трикстер, 04.11.2024
Смута и грандиозный патч
Смута и грандиозный патч
Мария Трикстер, 08.11.2024
Интервью об игре Yakut
Интервью об игре Yakut
Мария Трикстер, 03.11.2024
Презентация 1C Game Studios на РЭД ЭКСПО
Презентация 1C Game Studios на РЭД ЭКСПО
Александр Вишневский, 12.12.2024
Интервью об игре Грейшафт
Интервью об игре Грейшафт
Мария Трикстер, 01.11.2024
Обзор игры Сатурн
Обзор игры Сатурн
Мария Трикстер, 05.11.2024
Интервью об игре Siberian Way
Интервью об игре Siberian Way
Мария Трикстер, 20.11.2024