Новый 2019 год уже стучится в двери домов, а значит, что настаёт время для нашего главного, обобщающего материала за прошедшие 365 дней и подведения масштабных итогов.
Минувшие двенадцать месяцев нам однозначно запомнятся надолго – этот большой игровой сезон выдался очень разнообразным, интересным и увлекательным. Не всё у нашей индустрии получилось так гладко, как хотелось бы (о чём у нас есть отдельный материал), но положительных моментов было, конечно же, намного больше.
Самый большой праздник в 2018 году пришёл к обладателям консолей PlayStation 4. Sony решила действовать наверняка и зарядила целую обойму настоящих блокбастерных хитов, перед которой невозможно было устоять. Начав с изумительного по красоте ремейка одной из лучших игр эпохи PlayStation 2, Shadow of the Colossus, они подкрепили всё триумфальным возвращением Кратоса, новым интерактивным кино от Дэвида Кейджа добив всех конкурентов окончательно с релизом приключений Человека-Паука. После такого даже немного боязно за грядущий 2019 год – останутся ли силы у Sony удивить нас хотя бы вполовину также сильно, как за минувшее время?
Неплохо себя чувствовали и владельцы Nintendo Switch, который нарастил приличную пользовательскую базу и подарил нам как минимум один мощный эксклюзив, Super Smash Bros. Ultimate и множество проектов масштабом поскромнее – Mario Tennis Aces, Super Mario Party, Octopath Traveler и большое дополнение к Splatoon 2. Больше всех повезло тем, у кого не было в своё время WiiU – на Nintendo Switch появилась дилогия о ведьме Bayonetta + Bayonetta 2, прекрасный платформер Donkey Kong Country: Tropical Freeze, занятный паззл/платформер Captain Toad: Treasure Tracker и бойкий слэшер Hyrule Warriors: Definitive Edition. И, конечно же, очень были рады те, кто хотел взять многие любимые игры с собой в поездку или на работу – тут был и Diablo 3: Eternal Collection, и Wolfenstein 2: The New Colossus, и совершенно неожиданный и прекрасный Civilization VI и много чего ещё.
Было, помимо мультиплатформы всех мастей, во что поиграть и обладателям ПК – тут стоит отметить и градостроительный морозный Frostpunk, и классическую RPG старой школы Pillars of Eternity II: Deadfire, и удивительный детектив Return of the Obra Dinn, и новое дополнение к World of Warcraft.
Отдельно тут стоит сказать и про отечественную игровую индустрию, которая приятно удивила, чуть ли не впервые за последние десять лет. Pathfinder: Kingmaker заставил о себе писать даже западную прессу – а у нас появился российский добротный аналог Baldur's Gate в лучших традициях жанра от людей, которые когда-то делали самые крутые игры на территории СНГ – Heroes of Might and Magic V и «Операцию Silent Storm». Atom RPG смог побороть ироничный мем про «русский Fallout» и действительно им стать – нагловато паразитирующем на ностальгии, слегка неуклюжим, но увлекательным и каким-то уютно своим. Примерно в том же ключе выступили Graveyard Keeper от питерской Lazy Bear Games и младший брат Banner Saga по имени Ash of Gods: Redemption.
Понятное дело, что выбрать пятнадцать лучших игр среди всего этого многообразия было тяжело и каждое место является результатом душевного компромисса. За бортом осталось огромное количество, безусловно, прелестных игр – при всём желании мы бы не смогли, не раздувая список как минимум до тридцатки, втиснуть сюда всё интересное, значимое и качественное. Именно поэтому в списке нет одной из лучших частей сериала про Агента 47 Hitman 2, замечательного файтинга Dragon Ball FighterZ, умиротворяющей Subnautica, большой и богатой Call of Duty: Black Ops 4, завершающей главы Banner Saga и другим, не менее прекрасным играм.
По понятным причинам, как и в прошлом году, мы не стали включать в список ремастеры, переиздания и ремейки – как бы прекрасны не были Shadow of the Colossus, The World Ends With You или Yakuza Kiwami 2, мы будем чествовать новые игры, а не переработанные старые, пускай и по эмоциям они порой были сильнее новинок.
Но что-то мы затянули со вступлением, пора обратиться к самому главному ради чего всё затевалось – раздаче призовых мест.
15 место – Ni No Kuni II: Revenant Kingdom
Жанр: jRPG
Платформы: PC, PlayStation 4
Дата релиза: 19 января 2018 года
Ni No Kuni II – сиквел одной из лучших jRPG с PlayStation 3 сделал буквально всё, что необходимо правильному сиквелу, доводя классические формы жанра до максимальной доступности, понятности, не теряя в увлекательности, глубине и красочности. Она прекрасно подойдёт как для ветеранов жанра, так и для новичков, погрузив практически любого в свой яркий сказочный мир на добрые несколько десятков часов. Что немаловажно, игра вышла и на ПК, да ещё и в полном русском переводе – не секрет, что языковой барьер был одной из причин, по которым подобные игры у нас не пользуются огромной популярностью. В заключение хочется сказать, что у Ni No Kuni II есть практически все основания стать вашей персональной любимицей, стоит лишь только дать ей шанс.
14 место – Far Cry 5
Жанр: Action
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
Дата релиза: 27 марта 2018 года
В ту эпоху, когда открытые миры и песочницы всем вроде бы до чёртиков надоели, Ubisoft в очередной раз смогла доказать, что аккуратно взяв знакомые механики, интересный сеттинг американской глубинки и добавив туда развесёлый кооператив можно получить на выходе увлекательнейший и яркий шутер, который будет бесконечно генерировать классные ситуации и безостановочно развлекать.
Богатые возможности Far Cry 5 дарят подлинную свободу в подходах к ситуации, напарники добавляют прохождению гибкость и вариативность, а живой мир постоянно подкидывает новые переменные в казалось бы банальные и очевидные истории. При этом играть во всё это очень комфортно – точки перемещения и удобный транспорт делает процесс исследования и выполнения миссий максимально удобными.
13 место – Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age
Жанр: jRPG
Платформы: PC, PlayStation 4
Дата релиза: 4 сентября 2018 года
Dragon Quest XI, очередная часть сериала с 30-летней историей, не старается следовать новомодным трендам, проводить в своих основах радикальные изменения или переизобретать жанр. Но сделано в ней всё с такой любовью, вниманием и качеством, что поражаться её исполнению можно бесконечно.
Роскошная картинка, увлекательный сюжет, прекрасная музыка, приятные герои, фирменные пошаговые бои, десятки удивительных событий, впечатляющий дизайн врагов и многочисленные секреты – Dragon Quest XI не совершая никакой революции, является настолько образцовой ролевой игрой, что ей даже становится немного тесно в рамках своего весьма косного и полного условностей жанра. Не все, конечно, готовы инвестировать в игру сто часов своего времени, но поверьте, дни проведённые в Dragon Quest XI окупятся с лихвой.
12 место – Celeste
Жанр: Платформер
Платформы: PC, Nintendo Switch, PlayStation 4, Xbox One
Дата релиза: 25 января 2018 года
Классный платформер с качественным дизайном – вещь штучная. А уж если к нему добавляется неожиданно сильный сюжет про жизненные трудности и преодоление себя, превосходная пиксельная картинка и отличный саундтрек, то такие проекты вообще идут на вес золота.
Именно такой получилась Celeste – объединяя безжалостный, но цепляющий намертво платформинг в духе проектов Эдмунда МакМиллена (Super Meat Boy и The End is Nigh), она добавляет сюда ненавязчивую и лиричную музыку, изумительную по стилистике картинку и трогательную историю. Пускай она получилась по-детски наивной, но видеть её в игре подобного жанра – отдельное редкое удовольствие.
11 место – Monster Hunter: World
Жанр: Action/RPG
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
Дата релиза: 28 января 2018 года
Знаменитый японский симулятор охотника обзавёлся продолжением в виде некстгеновой полновесной версии, которая оставила все фирменные черты серии, но повернулась лицом и к новым игрокам.
Это огромный роскошный, безумно зрелищно, ослепительно красиво выглядящий ролевой экшен, в котором есть битвы с огромными злыми чудовищами, гибкие возможности крафта, кооперативное прохождение и безупречная картинка.
Вариантов общения с Monster Hunter: World всего два – либо вы будете с улыбкой на устах часами зависать в этом огромном мире, полным дикий зверей и сотен видов ресурсов, либо жестоко возненавидите её за гринд, однообразие и прослеживающийся наследственный хардкор, когда битва с очередным пятнадцатиметровым монстром затянется на добрый час реального времени.
При этом Capcom идёт здесь против всех современных трендов – Monster Hunter: World это законченная полноценная игра на сотни часов, а не онлайн-казино, Early AAAccess и не игра-сервис в его худших проявлениях. Пожалуй, после Dragon Quest XI это одна из лучших инвестиций своих средств в отношении затраченных денег на единицу контента. Не самый верный подход к оценке игр, но для кого-то он вполне может стать решающим.
10 место – Dead Cells
Жанр: Roguelike metroidvania
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Nintendo Switch
Дата релиза: 6 августа 2018 года
Dead Cells одна из немногих игр в этом году, кто смог по-настоящему удивить чем-то свежим и новым. Объединив черты метроидвании и рогалика, у авторов получилось сделать игру, которая аккумулирует и объединяет лучшие черты обеих родителей, на выходе порождая увлекательное приключение.
Пройти Dead Cells формально можно буквально за час, но сделать это получается только спустя несколько десятков, если не сотен попыток. Постоянно меняющиеся при перезапуске уровни, случайно выпадающие предметы и сумасшедшие комбинации между всем этим создают фон для невероятной реиграбельности и заставляют возвращаться к игре снова и снова. И стоит ли говорить, что игра великолепно выглядит и звучит, чтобы оправдать её наличие на столь высокой позиции?
9 место – Into the Breach
Жанр: Тактическая стратегия
Платформы: Nintendo Switch, PC
Дата релиза: 27 февраля 2018 года
После потрясающего FTL: Faster Than Light, ставшей локомотивом возвращения рогаликов и иконой инди-разработок и краудфандинга, от студии Subset Games было бы нелепо ждать чего-то меньшего, чем очередного шедевра.
И разработчики действительно не подвели – Into the Breach получился образцом того, как из простой концепции и совершенно спартанской картинки можно сделать игру, которая по степени аддиктивности может поспорить с многомиллионными красочными блокбастерами.
Into the Breach – это торжество минимализма, нарочито выхолощенная тактика, в которой нет вообще ничего лишнего, зато всё остальное отполировано до зеркального блеска. Ближайшим аналогом на удивление хочется назвать шахматы, в которых известное число фигур на небольшом поле могут выстроиться в такое безумное количество комбинаций, что это не надоело человечеству за несколько столетий.
8 место – Super Smash Bros. Ultimate
Жанр: Файтинг
Платформы: Nintendo Switch
Дата релиза: 7 декабря 2018 года
Самый роскошный кроссовер в истории видеигр и проект с каким-то исполинским количеством контента – Super Smash Bros. Ultimate может запросто заткнуть за пояс практически любой файтинг буквально по всем фронтам, кроме, разве что, картинки.
Главная прелесть новой работы Масахиро Сакураи и его команды в том, что у них получилась настоящая игра для всех. Здесь будет интересно проводить время поклонникам японского геймдева и игр от Nintendo из-за невероятного объёма фансервиса высшей пробы. Понравится игра любителям жанра, для которых здесь откроется настоящая бездна возможностей по личному совершенствованию и изучению механик и персонажей. Наконец, идеально Super Smash Bros. Ultimate подойдёт тем, кто просто в весёлой компании хочет занятно провести время за одним телевизором.
7 место – Detroit: Become Human
Жанр: Интерактивное кино
Платформы: PlayStation 4
Дата релиза: 25 мая 2018 года
Обвинять Detroit: Become Human можно во многом. Это довольно заурядная история о сегрегации и расизме, облачённая в оболочку вполне обычного научно-фантастического детектива. Здесь остались многие старые проблемы игр Дэвида Кейджа – сюжетные несостыковки, ляпы и навязающая на зубы претенциозность.
Но одного у Detroit: Become Human не отнять – это её интерактивности. Будь это не игра, а голливудский фильм, можно было бы поставить ей спокойно 7/10, окрестить «крепким середняком» и смело забыть, но вся прелесть игры и заключается в том, что лично ты решаешь, как именно обернётся та или иная ситуация, что произойдёт с героями и к чему, в конечном итоге, всё придёт. Личное вовлечение делает из привычного приключения персональное переживание, которое заставляет не отрываясь пройти вместе с героями игры весь их нелёгкий путь. А потом, пожалуй, ещё разок – чтобы посмотреть другие варианты развития событий.
6 место – Pillars of Eternity II: Deadfire
Жанр: cRPG
Платформы: PC
Дата релиза: 8 мая 2018 года
Первая часть Pillars of Eternity показала многим, что классическим изометрическим ролевым играм есть место в современном мире, а её сиквел вполне доказывает то, что слегка освежив седую старину, её можно предложить и новым игрокам – достаточно просто добавить немного динамики и действия. Несколько правильных изменений и вуаля - тяжеловесное и очень «книжное» приключение в очередной раз умудряется завлечь на несколько десятков часов.
Не все, судя по продажам, оценили светлые порывы Obsidian Entertainment, и по этому поводу становится немного грустно – ведь игра получилась крайне достойной. Здесь прекрасно уживаются интересные квесты, занятные бои, проработанный, большой и зовущий к исследованиям мир с яркими персонажами и секретами. При этом Pillars of Eternity 2 не душит игрока тоннами текста и громоздкими механиками, чем обычно удручают cRPG – и за это её авторам хочется сказать отдельное спасибо.
5 место – Kingdom Come: Deliverance
Жанр: RPG
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
Дата релиза: 12 февраля 2018 года
Kingdom Come: Deliverance, пожалуй, один из самых противоречивых релизов уходящего года. В Интернете полно людей, которые готовы ругать её буквально за всё подряд и их, между прочим, довольно легко понять. Дело в том, что KCD как игра в привычном смысле действительно получилась не самой замечательной, а местами так и вовсе проходной.
Но как иммерсивная интерактивная экскурсия в средневековую Богемию и удивительное необычное приключение Kingdom Come: Deliverance – это удовольствие на все деньги. Только здесь процесс обучения навыкам, по обыкновению раздражающее «тамагочи» с персонажем, требующим сна и отдыха, выполнение заданий и исследование мира не дискретны, как в прочих ролевых играх – ты действительно проживаешь жизнь сына кузнеца, который попадает к местному дворянину на службу в трудные военные годы.
Ты легко вживаешься в роль, ищешь любой заработок, трепетно заботишься о своём оружии и доспехах, тихонько подъедая похлёбку у соседей и воруя булки со стола, когда они отвернутся. Последний раз нечто подобное было в «Готике 2» много лет назад и теперь это давно забытое ощущение на совершенно ином визуальном уровне воплотил для нас Даниэль Вавра и его студия Warhorse.
4 место – Assassin’s Creed: Odyssey
Жанр: Action/RPG
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
Дата релиза: 4 октября 2018 года
Старые фанаты Assassin’s Creed всё никак не могут простить Ubisoft за то, что они превратили их любимый стелс-экшен об ассасинах и тамплиерах в RPG бог знает о ком. Ничего, кроме сочувствия, подобное поведение вызвать не может – из-за собственных глупых предубеждений многие упускают одну из самых ярких и захватывающих игр 2018 года.
Это классическая история у Ubisoft – они создают интересный прототип, после чего на его основе создают что-то монструозное по масштабу, проработке деталей и количеству контента. Так было с первой и второй частью Assassin's Creed, это произошло с Watch Dogs и снова случилось с Assassin’s Creed: Odyssey. Это игра берёт фундамент от предыдущей части, навешивает на неё множество давно знакомых механик вроде морских боёв и помещает всё это в сеттинг Древней Греции, которая под завязку набита квестами, побочными активностями, интересными персонажами, сокровищами и потенциальными целями.
У Ubisoft, по-хорошему, просто нет чувства меры – здесь огромный, вручную нарисованный мир, в котором есть чем заняться на протяжении доброй сотни часов. «Assassin’s Creed: Одиссея» вызывает по большей части ассоциации с эталонными представителями жанра – Elder Scrolls V: Skyrim, Witcher 3 и иногда даже с прошлогодней Legend of Zelda: Breath of the Wild. Разве это не комплимент?
3 место – Marvel’s Spider-Man
Жанр: Action/Adventure
Платформы: PlayStation 4
Дата релиза: 7 сентября 2018 года
Почти в каждом обзоре на Marvel's Spider-Man встречается расхожая фраза о том, что игра позволяет по-настоящему почувствовать себя Человеком-Пауком. Банально, высокопарно, но, вот уж неожиданно, истинная правда.
Ни одна игра про дружелюбного соседа не давала такое же полётное ощущение от перемещения на паутине, не работала тонко на грани между комиксовой основой и тем, что мы привыкли видеть в голливудских боевиках по мотивам, и не вручала потрясающе гибкую и удобную боевую систему. Не придумав практически ничего нового и взяв за основу известную трилогию Batman: Arkham, Insomniac смогли воссоздать на её наработках собственный масштабный супергеройский блокбастер с потрясающей картинкой, увлекательным сюжетом и интересными миссиями. Даже очень банальный открытый мир и однотипные второстепенные квесты многие проглотили, не морщась, заработав платиновый трофей – настолько приятными и удачными оказались основные механики. Достойное и заслуженное третье место в нашем списке.
2 место – Red Dead Redemption 2
Жанр: Action/Adventure
Платформы: PlayStation 4, Xbox One
Дата релиза: 26 октября 2018 года
Начнём с оговорки – Red Dead Redemption 2 с релиза обрела культовый статус и отработала его с филигранной аккуратностью. Только Rockstar могут инвестировать в свои игры какое-то неисчислимое количество человекочасов и сумасшедшие миллионы долларов так, чтобы каждая минута работы художников, сценаристов, дизайнеров и актёров озвучания и каждый потраченный на игру цент был виден невооруженным взглядом.
Именно игры, подобные Red Dead Redemption 2 двигают индустрию вперёд, затыкают за пояс смежные развлечения и заставляют говорить о себе долгие месяцы. Искать недостатки в эпическом полотне, посвящённом трагической истории банды Датча Ван Дер Линде это всё равно что искать трещины в прекрасной скульптурной композиции – даже если ты их найдёшь, на фоне монументальности произведения и мастерства исполнителя они не имеют никакого значения.
Но всё-таки с небольшим отставанием RDR 2 не дотянулся до золотого пьедестала. Игра действительно очень медленно запрягает, крайне неспешно разгоняется и показывает намного больше, чем ты можешь усвоить и каждую секунду боишься упустить. RDR 2 невероятно требователен к покупателю в плане своего освоения – в неё попросту нельзя играть сессионно, расслабленно посиживая в кресле с чашечкой кофе. Любой сеанс знакомства с Red Dead Redemption 2 обязательно превращается в сакральное таинство на несколько часов, в котором в идеале лучше выключить все лишние электроприборы в доме и телефон, забыв о всех насущных проблемах. Это очень сильный и удивительный игровой опыт, но он может изматывать и даже вгонять в лёгкую депрессию. В отличие от нашего триумфатора.
Game of the Year – God of War Ω
Жанр: Action/Adventure, hack and slash
Платформы: PlayStation 4
Дата релиза: 20 апреля 2018 года
God of War – это идеальный пример того, как игры переросли формат развлечений для пубертатных подростков и стали нечто большим, чем простым времяпрепровождением. История Кратоса и Атрея - это изумительная притча об отцах и детях, поставленная в формате скандинавского эпоса и выглядящая при этом как хороший художественный фильм.
Одновременно с этим God of War ещё оказался и очень качественным слэшером, который в изумительных пропорциях смешал в себе зверский брутальный экшен, объединяющий фирменную динамику серии с элементами Dark Souls, RPG-элементы и потрясающий приключенческий дух. Неважно, что происходит на экране – большая кат-сцена, битва с боссом или путешествие по снежным равнинам, God of War постоянно дарит невероятное наслаждение, которое ближе к финалу выливается в форменный катарсис. Сравниться по эмоциям в этом году с этим монументальным произведением смог разве что Red Dead Redemption 2, но пока в нём полно пустопорожних скачек на лошади и часовых разговоров за жизнь, в God of War как будто бы нет вообще ни одной паузы, ни одного лишнего диалога, ни одного занудного поединка. От самого вступления и вплоть до титров игра ни разу не даёт усомниться в том, что время и деньги были потрачены на неё зря. И за это мы воздаём ей все возможные почести.
А что в этом году понравилось больше всего тебе? Готов ли ты оспорить наше мнение или полностью согласен с этим топом? Расскажи об этом в нашем Telegram-чате и проголосуй за лучшие игры года на нашем Telegram-канале.