В этот раз мы коснемся, пожалуй, одной из самых щепетильных тем, которые волнуют в нашей стране если не всех, то очень многих. Это отечественный кинематограф, как говорится, бессмысленный и беспощадный.
Деньги правят миром
Не секрет, что еще лет 10-15 назад главной причиной слабого кино в России считалось плохое финансирование. Денег в стране не хватало, и высокие бюджеты были недоступны. В то время как на западе уже давно привыкли тратить на создание фильмов миллионы долларов, на постсоветском пространстве их снимали на очень ограниченные средства.
Потом с этим стало проще, однако на качество продукта, к большому сожалению, это повлияло не так уж и сильно. Оказалось, что помимо денег нужно кое-что еще.
Как у нас обычно происходит? Некая студия внезапно анонсирует супер-блокбастер, который натурально поднимет российский кинематограф с колен, проводит смачную презентацию и под это дело получает деньги от Фонда кино, то есть от государства, а значит из кармана жителей Великой и Необъятной.
После «золотого транша» сам фильм уже играет вторичную роль. Деньги получены, а дальше как-нибудь все само «разрулится». И дело даже не в том, что деньги тратят не на то или попросту воруют. Проблема более комплексная.
Курица или яйцо?
Заключается она в том, что студия, только что выбившая деньги от Фонда кино или Министерства культуры, не имеет особой заинтересованности в том, чтобы, собственно, сделать качественное кино. Команда киноделов не дает никаких гарантий и уж точно не привлекает собственные финансы. Ставится конкретная задача - выбить денег и снять выпустить в прокат хоть что-нибудь.
Это очень странное искажение, когда главной задачей продакшн-команды становится громкий анонс и пиар-кампания ради получения финансирования, а не сам конечный продукт.
На западе и близко такого нет. Нет такого фонда, состоящего из альтруистов, которые с улюлюканьем ведутся на сказки из разряда «дай нам 10 миллионов, а мы выпустим шедевр». Зато есть компании-издатели вроде 20th Century FOX и Columbia Pictures, которые вкладывают свои собственные деньги в очередной тайтл, и потому они напрямую заинтересованы в том, чтобы он не только отбился, но и принес прибыль, ведь иначе проще просто положить деньги в банк и забыть о киноиндустрии.
Именно поэтому плохие режиссеры на западе редко получают возможность реабилитироваться: сняв провальный фильм, они попросту не в состоянии уговорить издателя выделить деньги на еще один. А иногда они потом еще долго расплачиваются за свои ошибки, ведь крупные компании очень любят прописывать в договоре любые риски.
Школа мирового кино
Разумеется, деньги - это лишь ресурс, который можно реализовать по-разному. Но плачевное состояние отечественного кинематографа имеет под собой и другие причины.
Во-первых, на западе совсем другой масштаб, нежели в России. Фильмов там выходит банально больше, но на слуху только самые кассовые и популярные.
Если взять 100 случайно выбранных картин, созданных в практически любом году на территории США и Европы, то половина из них будет абсолютно безыдейными фильмами или клонами работ более успешных авторов. Еще десятка два-три - лютые проходняки на 6-7 баллов по десятибалльной шкале. Зато остальные отлично себя покажут в прокате и будут приводиться в пример великого западного кинематографа.
У нас масштаб совсем не тот. Фильмов меньше, а процент хороших из них еще ниже. Абсолютно другая весовая категория!
Во-вторых, сколько там лет Голливуду? Первые относительно крупные коммерческие фильмы начали выходить в 1920 году, а к 40-ым годам уже весь мир знал это место как центр мировой киноиндустрии. У нас же подъем коммерческого кино произошел лишь через 50 лет, после распада СССР.
В-третьих, все чаще современные российские режиссеры слепо копируют успешные ленты с запада, не пытаясь анализировать причины их успеха.
Это, пожалуй, самая «обидная» проблема, ведь практика показывает, что даже без большого бюджета, даже без большой профессиональной команды можно снять хорошее кино, если хорошо постараться. Есть куча примеров такого нишевого кино, и учиться надо именно на нем, а не пытаться снять супергеройский хит в стране, где нет собственной комикс-культуры. Да-да, «Защитники» - это полный провал и самый яркий пример всех имеющихся в отечественном кинематографе «болячек».
В нашей стране выходили такие хиты как дилогия «Брат» (снятая на очень небольшие деньги), «Легенда N17», «Экипаж», «28 Панфиловцев» и «Время Первых». Большинство из этих фильмов не имели большим бюджетов и дорогущей рекламной кампании - но картины были сняты от души. Надеемся, что современные режиссеры будут ориентироваться на эти фильмы, а не пытаться снять очередной голливудский боевичок, не имея представления о том как правильно их снимать.