Армия
Мощная армия – лучшее подспорье для достижения господства на карте кампании, особенно если культурной и экономической победам вы предпочли военную. За войсками нужно тщательно следить и опекать. На плечи командующего ложатся даже такие мелочи, как выбор места привала (чуть свернули с тропинки в снегах или пустыне, а на следующий ход пятой части армии как не бывало) и собственноручная закупка новейшего обмундирования для каждого отряда. Учитывая, что можно нанять пятнадцать армий, по двадцать отрядов в каждой, несложно представить, сколько мороки вызывает подобная забота.
- Нельзя нанимать отряды отдельно от генералов, количество которых строго ограничено. Поэтому, если уж решились на нанять новую армию, то нанимайте сразу девятнадцать доступных отрядов.
- Обратите пристальное внимание на наем союзных войск. В зависимости от культуры региона они разные и способны убрать пробелы в специализациях войск вашей фракции. (Например, у римской фракции из стрелков только слабые «велиты», подводящие всю армию на поздних этапах, поэтому лучников для Рима придётся набирать на отвоёванных землях.)
- В критической ситуации на помощь придут наёмники, однако не стоит забывать, что их наём и содержание влетит в копеечку.
- Если у вас еще нет собственного рецепта собственной армии, то лучшим выходом будет нанять десяток отрядов пехоты, шесть-семь лучников и два-три конницы. Такой набор будет универсален и одинаково хорош, как в нападении, так и в защите.
В своей новой универсальной армии нужно поддерживать строжайшую дисциплину и лично расставлять отряды перед каждым боем. Армия противника, управляемая компьютером, все еще не очень искусна в сражениях и для победы будет достаточно даже самой простой тактики (при условии, что силы сторон практически равны). В первую линию выставляем лучников, предварительно объединив их в две большие группы (клавиша G), следом за ними ставим в одну шеренгу пехотинцев, для удобства соединенных в три группы. Конницу разводим по флангам, а позади всей армии ставим отряд генерала.
Если противник сам напал на вас, то можно немного сдвинуть войска, заняв возвышенность, а следовательно более выгодную позицию. Дальше противник сам к вам придет. В противном случае вражеская армия уйдет в оборону, и нужно будет маршировать к ней через все поле боя. В любом случае, конницу нужно отправить по краям карты, чтобы она могла попасть в тыл к неприятелю. За ней всегда нужно тщательно следить, не давая противнику близко подобраться.
Лучников на первой линии нужно держать до полного первого залпа, после чего отвести их чуть назад, прикрывая пехотой. Самих же пехотинцев нужно подготовить к ближнему бою. Лучше всего держать центральную группу прямо, а боковые немного под углом к центру сражения. Таким образом можно будет давить неприятеля с фланга. Когда все отряды противника будут втянуты в ближний бой, следите, чтобы лучники не стояли без дела и постоянно стреляли. Теперь можно выпускать конницу для удара с тыла. Ошарашенные атакой со всех четырех сторон вражеские отряды начнут паниковать и разбегаться в разные стороны. Такая тактика не универсальна, но подойдет для большинства сухопутных сражений на легком и среднем уровнях сложности.
Тактика
Впервые в истории Total War в игре появились экономические и культурные победы. Но не стоит слушком буквально воспринимать такие мирные названия и представлять, как вы наберёте парочку армий для обороны, а сами с головой погрузитесь в менеджмент. Нет, новые типы побед представляют собой скорее извращенные и более сложные вариации военной. К заданиям, вроде «захвати полкарты» добавляются еще «зарабатывай невероятное количество денег» и «построй огроменное уникальное сооружение»
- Изничтожайте противников по одному. Война на несколько фронтов расточительна и сложна.
- В путешествиях по морю прикрывайте своих солдат кораблями – против вражеского флота они беспомощны.
- При помощи сановников старайтесь навязать свою культуру ещё до военных действий, чтобы в дальнейшем облегчить восстановление захваченного города.
- Старайтесь захватывать провинции полностью, тогда появится возможность выпускать эдикты, дающие неплохие бонусы.
- Либо начинайте игру за фракцию, территориально расположенную в углу карты (идеальным выбором будут британские племена), либо стремитесь побыстрее отвоевать себе уголок. Расположившись в середине вы будете уязвимы со всех сторон.
- автоматически устраивать расчет сражение можно лишь тогда, когда победа вам точно обеспечена. В противном случае войска лучше взять под собственное руководство – компьютерный помощник не принесет победы, если перевес сил не в его пользу.
- города лучше захватывать не одной, а двумя армиями – так и потери снизятся, и попадание в засаду не будет слишком печальным.
Дипломатия
Дипломатия, как всегда, самая противоречивая часть игры. Она получила столько полезных нововведений, сколько и абсолютно бестолковых. Теперь можно заключать оборонительные союзы и создавать из последней провинции противника сатрапию. «Спокойные» союзники очень хороши в тылу, ведь армии они, как правило, держат поближе к столице. А вот оставшийся после войны протекторат ничего хорошего не сулит – помилование жалкого городишки не способно затмить в памяти его жителей недавнее противостояние и очень скоро они пойдут против вас.
Обманчиво и исчезновение «очков территориальной экспансии», так мешавших жить в предыдущих играх серии. Военную мощь и честность фракции можно увидеть под портретом дипломата, но даже если вы ни разу не нарушили слова, ближе к середине кампании большинство домов объявят вам войну. Без всяких веских причин, видимо просто из зависти. Причём среди противников окажутся и ваши недавние «приятели», верными останутся разве что союзники, да добровольно ставшие протекторатами.
- Несколько раз подумайте, прежде чем соглашаться на навязчивое требования о протекторате – подзащитная фракция втянет вас во все собственные конфликты за жалкую плату.
- В самом начале кампании заключите как можно больше союзов. Примерно в середине игры на вас ополчатся буквально все фракции, не заключившие с вами союз и не попавшие под протекторат, в каких бы тёплых отношениях вы с ними не находились.
Города
Города претерпели значительные изменения и располагаются теперь не по одному, а объединены в провинции по две-четыре штуки. Больше не выйдет строить в городе всё подряд. В столице, например, не возделать поле, а в провинции не возвести фонтан. Так и приходится балансировать на грани сытости и довольства. Недовольные горожане быстро поднимут восстание, а голодающая провинция быстро съест запасы пищи всего государства, что поставит под удар всю кампанию. Хорошо, когда удается захватить всю область целиком, но бывают ситуации, когда один-два города принадлежат союзнику. Так и приходится всю игру тащить убыточную провинцию, ну не врагу же ее сдавать в самом деле.
- Недовольное население больше не запугать большой армией, так что заботьтесь об инфраструктуре городов.
- Не оставляйте пустующими строительные площадки – стихийно возведенные и отрицательно влияющие на довольство населения трущобы придётся сносить за деньги.
- Делайте столицы регионов направленными на культуру, а остальные поселения на производство пищи.
- Когда ваша фракция наберет достаточно мощи для тотального захвата карты, не стройте в городах здания выше второго уровня, т.е. те, которые дают штраф к довольству населения. Денег будет значительно меньше, зато бунты в городах сойдут на нет. Это станет особенно важно, когда число подконтрольных вам поселений перевалит за сотню и управлять ими станет слишком утомляюще.
Рим
Рим, хоть и вынесен в заголовок игры, однако не имеет каких-то серьезных плюсов и минусов, поэтому подойдет как новичкам, так и ветеранам. Территориально он расположен почти в центре карты, поэтому напасть на ваши владения могут с любой стороны. Несмотря на подсказки игры, разумным будет захватить сперва юго-западный угол карты и уже оттуда расширять свои владения. Ведь начиная захватывать территории вокруг, есть большой риск быть зажатым со всех сторон и проиграть. В большей степени это обусловлено ограничением на количество армий. Даже когда деньги льются рекой, армий может попросту не хватить на защиту по всему периметру. К тому же на создание полноценной армии уходит 6-7 ходов, а за это время противник, прорвавший оборону, успеет захватить несколько городов.
Целиком и полностью Рим полагается на пехоту и конницу. Среди отрядов дальнего боя есть лишь хлипкие велиты, а стрелковая конница вообще отсутствует. Благо, недостающие для полноценного боя отряды можно нанимать на землях покоренных народов. Риму в этом плане очень помогут варвары и восточные народности.