Производство «духовных наследников» и прочих идейных продолжателей славных хитов прошлого в последние годы поставлено на поток – разработчики лихо торгуют с лотка нашей ностальгией и тягой к ретро, подчас не шибко заботясь о том, насколько органично и приятно всё это смотрится в современных реалиях рынка.
Студия Playtonic Games, в которой собрались бывшие работники культовой студии рубежа 90ых и 2000ых, Rare, решили сделать «идейного наследника» знаменитого платформера Banjo-Kazooie родом с приставки Nintendo 64. Цель они преследовали вполне благую – возродить давно угасший жанр трёхмерных платфомеров, который, по сути, скончался ещё на предыдущем поколении консолей. Но в погоне за тем самым идеалом, что появился почти двадцать лет назад, Playtonic явно перестарались – в результате Yooka-Laylee вызывает трудно вербализируемую смесь эмоций, от искреннего умиления до нескрываемого раздражения.
Old school, 90s style
Чтобы было понятно сразу – Yooka-Laylee, в отличие от того же Shovel Knight, который использовал ретро-стилистику с не меньшим успехом, чем достижения современного геймдизайна, сделан нарочито в духе своих идейных родителей. Ослабьте графику до уровня позапозапрошлого поколения консолей, и никто не заметит, что Yooka-Laylee это современная игра, а не типичный трёхмерный платформер времён расцвета Playstation 1.
Если вдруг кто-то забыл или не знает, что это за звери такие, то вот краткий рецепт этого жанра. Герои (обычно их двое и в честь них названа сама игра, см. Jax & Daxter или Ratchet & Clank) прыгают по огромным локациям, решают загадки, собирают бесчисленные фиговины, дабы открыть доступ к новым приёмам. Которые, в свою очередь, позволяют добраться до других фиговин – и так до бесконечности. К этой нехитрой конструкции добавляются классические проблемы трёхмерных игр двадцатилетней давности – неотзывчивое управление, норовистая камера, прыгающая сложность и неуклюжий геймдизайн.
Сказать, что это сделано плохо не получается, но спрогнозировать реакцию современного игрока на подобные выкрутасы достаточно сложно.
Хамелеон и летучая мышь
Ретроман, особенно поначалу, скорее всего, получит от Yooka-Laylee удовольствие, связанное с его ностальгическими приключениями детства. Яркие, красочные уровни, два симпатичных главных героя – рассудительный хамелеон Юка и острая на язык летучая мышь Лейли, множество получаемых приёмов, классический платформинг – схема, изобретённая шедеврами прошлого, в принципе, работает складно и сейчас.
Но с каждой минутой проблемы Yooka-Laylee множатся, а количество получаемого развлечения остаётся примерно прежним. Например, местные шутки и стилистика начинают очень быстро приедаться – да, иногда попытки сломать «четвёртую стену» выглядят удачно, но потом количество произносимых и выносимых в субтитры нелепостей начинает по-настоящему напрягать. Особенно устаёшь от того что, на манер Banjo-Kazooie, живая речь здесь заменена на жуткое синтезированное кваканье, которое звучит неприятнее, чем было (или казалось) двадцать лет назад.
Ещё одна неудобная деталь Yooka-Laylee – продолжительность. Banjo-Kazooie проходился в вольном темпе часов за десять. На его «идейного наследника» придётся потратить минимум в полтора раза больше времени – здесь пять достаточно больших расширяемых миров, в которых нужно собирать странички, чтобы получать доступ к новым возможностям, которые дадут доступ к ранее недоступным местам. Бэктрекинг – самая ненавистная мной вещь в видеоиграх, и тут Yooka-Laylee подложила мне жирную свинью.
При этом сами уровни очень неровны по исполнению – где-то густо, а где-то пусто. Тоже самое и с местными развлечениями – где-то прыгать по ездящим платформам одно сплошное удовольствие, а в другом месте хитровыделанные гонки со временем могут довести до истерики даже человека с ангельским терпением. Тоже самое касается и боссов, и мини-игр, и исследования уровней. Заметно, что Playtonic стараются, но большая часть их попыток сделать хорошо и интересно в глазах играющего терпят фиаско.
Картриджи? Пфе, прошлый век
Последний булыжник в огород Yooka-Laylee – уровень её технического исполнения. «Если бы эта игра выпускалась на картриджах, она бы уже загрузилась» - шутит нам кривой подвисающий экран с нелепой анимацией, пока в углу сиротливо в течение нескольких минут прыгает надпись Loading. Мы, конечно, понимаем, что это такой тонкий английский юмор, но оправдать просадки частоты кадров и долгие загрузки на PS4 довольно сложно.
Как и сложно оправдывать неудобную систему чекпойнтов, возвращающую нас почти всегда к самому началу огромного уровня и уже упоминавшуюся ранее камеру, которая в самый ответственный момент любит менять ракурс на 90 градусов, отправляя нас в пропасть.
***
Вместо яркого и интеллигентного оммажа трёхмерным платформерам конца прошлого века, Yooka-Laylee умудрилась стать их цельнометаллической копией. Если вы застали в своё время «ту самую» классику Rare и очень хотите вновь полетать мимо платформ и покидать геймпад в стену – никто вам не помешает. Современному игроку здесь всё покажется слишком устаревшим, подростку – чрезмерно пёстрым и вычурным, а ребёнку – сложным и непонятным.