До недавнего времени казалось, что выход дополнения War of the Chosen поставил в истории XCOM 2 большую и красивую точку. На прежнем движке, базовых механиках и построенном фундаменте было уже практически невозможно сделать что-то действительно новое - по всем законам логики дальше мог быть только XCOM 3.
Но Firaxis и 2K Games рассудили иначе и совершенно неожиданно, впопыхах, по обрезанному ценнику буквально за несколько дней до релиза Gears Tactics решили выпустить XCOM: Chimera Squad, спин-офф игры четырёхлетней давности. Откровенной лажи её авторы, конечно же, не допустили, но результат по меркам сериала всё равно оставляет желать гораздо большего.
Добро пожаловать в Город-31
Согласно местному синопсису, со времён поражения коллаборационистского правительства людей с инопланетянами «Адвент» прошло пять лет. Пришельцам, терроризировавшим планету Земля, пришлось интегрировать в человеческое сообщество и им это, в целом удалось – образцовым примером такого сотрудничества стал Город-31, в котором мирно сосуществуют представители множества наций и внеземных рас.
Но не все признали новые порядки и ушли в подполье, организовав преступные и террористические группировки. Эти диссиденты не только начали сеять хаос на улицах мегаполиса, но и устроили покушение на мэра, и обыкновенная полиция оказалась бессильной перед лицом этой угрозы. Для решения столь масштабной проблемы был созван специальный отряд «Химера», куда вошли оперативники как из бывшей организации XCOM, так и вчерашние представители инопланетного «Адвента».
Сборная солянка из разномастных харизматичных солдат – пожалуй, лучшее, что есть в XCOM: Chimera Squad. Здесь нашлось место и прямолинейному мутону, и сектоиду-псионику, и змейке и бывшим модифицированным людям, которые прошли тренировку в лагерях захватчиков. Практически полное отсутствие кастомизации авторы компенсировали занятной химией между героями – они активно подтрунивают друг над другом, общаются в бою и создают атмосферу легковесного полицейского боевика, что для серии, признайтесь, в новинку.
Не разгуляться
Возможность разрисовать пушки и создать своего героя – не единственное, что пошло под нож в XCOM: Chimera Squad. Заметно скромнее стали и стратегический компонент, и развитие персонажей, и количество оружия, которому при изучении новых технологий просто добавляют единичку урона. Даже «эпические» пушки оказываются старыми образцами, к которым привязана одна способность из старого XCOM 2.
Изменилась и миссионная структура. Больше никаких потных операций на час реального времени вшестером на сгенерированных случайных картах – четыре агента зачищают заранее нарисованные дизайнерами крошечные локации, поделённые на комнаты. К каждому сражению привязана единственная по-настоящему новая фишка для сериала – механика «Штурма». Герои выстраиваются у всевозможных окон и дверей, врываются в помещение толпой и, используя оборудование вроде взрывного заряда или голографического сканирования, уничтожают врагов свободным ходом, после чего занимают укрытие.
Для того, чтобы для врагов подобная тактика не вылилась в мгновенное изничтожение, было решено перемешать дальнейшие действия ваших оперативников с солдатами неприятеля. К счастью, в запасе у ваших героев много приёмов по передаче инициативы своим коллегам или защите их во время хода врагов.
Экшен в XCOM: Chimera Squad получился бойким, насыщенным и дерзким – практически каждый ход приходиться активно использовать умения своих оперативников, а не сидеть в режиме наблюдения в ожидании врагов. Так, офицер Херувим умеет накрывать кого-нибудь кинетическим щитом, защищающим от одной входящей атаки, змея Затяжка с лёгкостью притягивает и опутывает противников, а псионик Вёрдж умеет оглушать их атакой, воздействующей на разум.
К сожалению, старые механики, разбавленные некоторыми новшествами, не способны удерживать внимание надолго. За сравнительно небольшую, порядка двадцати часов, кампанию, скромный набор локаций, скудноватый набор врагов, бесконечно используемые ассеты из XCOM 2, а главное репетативный дизайн миссий может здорово надоесть.
XCOM: Chimera Squad бы идеально подошёл формат мобильной игры – уж больно скоротечны и однообразны местные высадки. Правда, вряд ли бы смартфоны и планшеты смогли её потянуть – технически игра вышла невероятно сырой. Reddit и форумы Steam полны потрясающих историй о бесконечных багах и вылетах, которые случаются у крайне большого числа пользователей, причём многие из них тянутся ещё с оригинальной XCOM 2.
***
XCOM: Chimera Squad выглядит как странная проба новых механик, не очень качественный суррогат сериала в ожидании XCOM 3 и неловкая попытка Firaxis перехватить внимание публики от вышедшей Gears Tactics. Это не тот XCOM, который вы ищете, но всё ещё профессионально сделанная, пусть и крайне бюджетная и скромная работа.