С тех пор, как были закрыты отечественные сервера Navy Field, поклонникам морских боёв приходилось либо довольствоваться однопользовательскими забавами вроде Battlestations: Pacific, либо идти на EU или NA-сервера первой или тогда находящейся в глубоком ЗБТ второй части. Но, как известно, свято место пусто если и бывает, то очень недолго – наконец-то, после нескольких лет разработки, со стапелей ушёл совместный проект белорусского гиганта Wargaming и питерской студии Lesta – World of Warships. Дуэт получился довольно мощный – первые заработали пуленепробиваемую репутацию как разработчики и издатели качественных free-to-play MMO-экшенов, а девелоперы из Северной Пальмиры когда-то отличись отличной Pacific Storm (более известной у нас как «Стальные Монстры»). И вот что у них получилось в итоге.
Море, море - мир бездонный
Первое, что надо понять, садясь за World of Warships, как ни странно, что это не World of Tanks. Несмотря на очень похожие черты интерфейса, систему организации прокачки, монетизацию и многое, многое другое – играть в это нужно совершенно по-другому.
Что такое боевой корабль? По сути, это весящая тысячи тонн многометровая махина с несколькими орудийными платформами по бокам и двигателем огромной мощности. Разогнавшийся корабль не может ни притормозить, ни быстро развернуться, что накладывает определённые ограничения на манёвры. Опять же, главный калибр какого-нибудь линкора – это не пушка «Тигра» или какого-нибудь «ИС-3» - это несколько огромных бандур, которые могут метать болванки на расстояния в несколько километров. Именно вокруг этих двух принципов – дикие расстояния покрытия палубной артиллерии и сомнительной манёвренности и строится костяк игрового процесса.
Всего в игре четыре класса кораблей, каждый из которых обладает собственной спецификой. Крейсер – основная ударная сила и рабочая лошадка любого флота, а заодно и самый простой для освоения тип судна. Он обладает приличной манёвренностью, неплохой бронёй, умеренно скорострельными орудиями с неплохим пробитием, которое позволяет ему успешно воевать как издали, так и на средних дистанциях. Другое дело – линкоры. Бронированные по самое нехочу неповортливые утюги несут на себе самую жуткую и дальнобойную артиллерию, чей залп нередко может унести половину прочности крейсера при удачном попадания, но размеры и скорость делают его лакомой целью для торпед, а скорость перезарядки такова, что подчас право на промах оборачивается гибелью.
Несут смерть линкорам в основном эскадренные миноносцы – резвые и вёрткие скоростные корабли с низким силуэтом. Их задача закрутиться бешеным волчком вокруг вражеского судна, выпустить веер торпед с обоих бортов и с весёлым улюлюканьем зашхериться за каким-нибудь островком – картонная броня не позволит вступить в открытую конфронтацию даже со своим собратом по классу, а дохлыми пушечками он вряд ли может расковырять кого-то даже нижестоящего по уровню. Последний, четвёртый класс, создан для самых терпеливых – это авианосцы. Они ничем не вооружены, неповоротливы, но несут на борту эскадрильи бомбардировщиков, истребителей и торпедоносцев. Если вражеская команда не озаботиться защитой своих крупных кораблей от назойливой авиации, то очень скоро об этом пожалеет. К слову, игра за авианосец, так же как и игра за САУ в World of Tanks, ведётся при помощи тактической камеры сверху.
В нашу гавань заходили корабли
На выходе получается размеренный, тактический, но весьма напряжённый и увлекательный игровой процесс, завязанный на умении всех и каждого верно оценивать окружающую обстановку. Важно учитывать месторасположение и параметры врагов и союзников, особенности каждого отдельного корабля и класса, тип боеприпасов и, конечно же, местность. Как это ни удивительно, но карты получились действительно разнообразные – тут есть и суровый арктический архипелаг с айсбергами, и крохотные вулканические островки, и просто открытое море. Красотами, правда, в основном любоваться некогда, потому что в World of Warships действительно приходится много думать.
Естественно, что бои занимают здесь хоть и главную, но не последнюю роль. В порту нам приходится заниматься привычным делом – установкой нового оборудования на корабли и прокачкой. На выбор игроку даётся две огромных линейки двух стран – США и Японии, полностью укомплектованных вплоть до десятого уровня, плюс несколько премиумных кораблей России\СССР и Германии. На кораблики можно вешать маскировку, специальные флажки, прилично увеличивающие характеристики на время боя, и разные интересные штуковины вроде дымовой установки на эсминцы или катапульты с персональным самолётом. Не забыли разработчики и про экипаж – конечно, не всей оравы, а исключительно капитана. Хороший командир на судне и скорость тушения пожаров повысит, и точности пушкам придаст, и о приближающихся торпедах заранее предупредит, так что его навыки стоит подбирать с умом.
Пиастры, пиастры!
Напоследок хочется поделиться некоторым негативом и сомнениями, которые и повлияли на итоговую оценку.
Как и в World of Tanks, желающим открыть судна VII-X уровней придётся играть не просто много, а ОЧЕНЬ много. При этом традиционно высокоуровневые корабли даже в относительно успешных боях практически не окупают стоимость расходников и ремонта, так что покупка премиум-аккаунта (напомним, единого для всех World of… игр) или как минимум премиумных кораблей, по стоимости сравнимых с парой ААА-игр – вещь строго рекомендуемая. Это надо просто принять – для по-настоящему комфортной игры всё-таки придётся вложиться.
Другое, к сожалению, напрягает немножко сильнее. Если танки в нашей стране, да и в целом в мире вызывают определённый пиетет, то разницу между американским эсминцем «Флетчер» и «Бенсон» сможет найти только человек, который до этого двести часов убегал от них в каком-нибудь Silent Hunter 3. По-настоящему кардинально отличаются корабли только между классами – различия между одноклассниками двух стран искать также иногда приходится с лупой – у кого-то чуть жирнее броня, но меньшая динамика, у кого-то хуже ПВО, но лучше артиллерия. В результате после сотни боёв (а поверьте, мы провели в игре не один десяток часов со времён ОБТ) всё сливается в одну большую кучу, и ты банально устаёшь от однообразия. Например, чтобы пересесть с очень специфического японского линкора класса «Идзумо» 9 уровня на замечательный топовый «Ямато» нужно отдать двадцать (!) миллионов кредитов и втащить 250 тысяч опыта. Для сравнения – средний хороший бой с премиумом принесёт вам навскидку около семидесяти тысяч кредитов и полторы тысячи опыта. Масштаб гринда можете представить сами.
***
Ваше знакомство с World of Warships может закончиться как через неделю, так и затянутся на долгие месяцы – проект получился на редкость притягательным, оригинальным, глубоким, но не лишённым спорных моментов. Если бы не «проходные» скучные кораблики, которые хочется пропустить, и, в целом, достаточно однообразный, пусть и качественный геймплей, мы бы смело пророчили проекту долгие годы счастливой жизни. Сейчас же достаточно задорный старт ни в коем случае нельзя спускать на тормозах – иначе потенциально хитовые «кораблики» рискуют повторить грустную историю с World of Warplanes, которые сейчас нужен нескольким тысячам энтузиастов.