Ничто не могло предвещать бури. Ещё одна военная стратегия, охватывающая период холодной войны. Пехота, танки, самолеты… Вроде бы всё как обычно, ан нет. Впервые запустив эту игру, мои глаза разбежались в разные стороны, температура мозга достигла критической отметки, руки начали судорожно дрожать. Wargame: Airland Battle насыщенна миллиардом мелких деталей, собранных в один большой механизм, где от каждого болтика зависит целостность всей структуры.
Я пишу про громоздкий интерфейс и окна характеристики, дотошно раскрывающие свойства выбранного юнита. Показано всё – от настроения бойца, до его скорости передвижения ползком. Пишу про необходимость следить за топливом и количеством боеприпасов, чтобы под перекрёстным огнем не оставить своих ребят ни с чем. Про реалистичные свойства ландшафта, в лесах которого необходимо прятать технику, и городские сооружения, где отряд пехоты способен просидеть несколько часов подряд, разрывая даже самые крепкие танки… Правила Wargame: Airland Battle уместились бы, наверное, в 20 страницах, мелким текстом. Но не стоит думать, что всё так сверхсложно – в первую очередь, это игра, которая должна быть доступна всем.
Местная система развития лишена постройки зданий и добычи ресурсов. Беспрерывный грохот зенитных установок, перестрелки в городе, ожидания, когда враг попадёт в твою тщательно спланированную засаду, попросту не дают расслабиться и уйти на базу, чтобы сложить по кирпичикам очередную казарму или военный завод. Всё уже готово и находится где-то за линией фронта. Игроку лишь нужно скапливать «очки престижа», с помощью которых призываются войска на поле боя.
828 видов юнитов. 828! При том, каждый полностью индивидуален. Хоть выбранной стране доступна некоторая часть от этого бешеного числа, всё равно первое время сидишь в полном недоумении. Не знаешь, за что и как отвечает определённый род войск, а вышеупомянутое окно характеристики задаёт ещё больше вопросов. Если бы оно предоставляло слегка упрощённое описание, с помощью которого можно было бы понять: «Ага, этот наносит большой урон по бронетехнике, но он очень слаб против вертолётов», тогда порог входа был бы значительно ниже. Обучение, кстати, показывает только базовые элементы управления, так что оно здесь больше для галочки.
К слову о вертолётах. Wargame: Airland Battle - сиквел, принёсший в серию Wargame авиацию, которой не хватало в предыдущей части. Воздушная техника также имеет ограниченное топливо и боеприпасы, поэтому штурмовики, в основном, сидят за пределами карты и ожидают приказа, а вертолёты, как разведывательные, так и атакующие, можно в любой момент посадить рядом с Базой Передового Развёртывания (FOB), чтобы привести их в форму. Ещё в сиквеле появилась «Динамическая кампания», в ходе которой происходят всяческие случайные события (смена погоды, сильно влияющей на бой, смерть президента, подавившегося собственным величием).
Сильной стороной любой RTS всегда есть мультиплеер. Wargame: Airland Battle не исключение, а даже подтверждение этому. В отличие от того же Starcraft II, где в большей мере решает скорость нажатия кнопок, в Wargame: Airland Battle нужно как следует подумать, прежде чем отправить ораву танков захватывать контрольную точку. Здесь большее значение несёт правильная расстановка юнитов и железное терпение – атака в лоб может выйти провалом в задницу, а грамотно спрятанные в лесах танки способны нанести точный и внезапный удар по противнику.
***
Wargame: Airland Battle – это самые настоящие виртуальные шахматы, за всей сложностью которых скрывается зрелищная, глубоко проработанная стратегия, удовольствие от которой может получить каждый.