Крошечный P.T. от Хидео Кодзимы наделал много шуму среди поклонников ужастиков. Скромная демка отменённой впоследствии игры породила бесконечное число разномастных последователей и продолжателей, но от большинства из них история уже не оставила даже имён.
Visage – важное исключение из этого списка. Вышедшая в 2018 году в Раннем доступе, она только концу октября этого года добралась до полноценного релиза и должна заинтересовать многих поклонников жанра. Конечно, вряд ли она способна уменьшить тоску и печаль по неслучившейся Silent Hills, но заполнять некую душевную пустоту по психологическим страшилкам у неё получается очень неплохо.
Призрак дома
Visage начинается с кошмарной сцены с видом от первого лица, в которой некий мужчина безжалостно расправляется с тремя пленницами при помощи револьвера, после чего направляет ствол в себя самого. После этого нам выдают под управление некоего Дуэйна, который живёт в тот самом доме, где произошла жуткая трагедия.
Прямо как в «Сиянии» Стивена Кинга, ты быстро выясняешь, что энергетика жилища буквально пропитана болью, ненавистью и злобой, выражаемой в творящихся бесконечно паранормальных явлениях. В принципе, Visage можно воспринимать исключительно на уровне: «Ха-ха, очередная история про дом с привидениями», но на деле этот подход будет в корне неверным. Эта игра провоцирует на размышление, осмысления и сбор немногочисленных улик, являющихся двусмысленными и неоднозначными подсказками одной большой истории, в которой сплелись несколько трагичных судеб.
Издали Visage действительно кажется эдаким клоном P.T. – ты бродишь по дому, смотришь на моргающие лампочки и слушаешь посторонние шумы, но на деле это полноценный survival/horror с классическими паззлами, инвентарём и системой психического здоровья, которое медленно тает в темноте или при наблюдении каких-либо особо странных и страшных явлений.
Куда и как?
Устроен Visage соответствующим образом – вы исследуете локации, собираете квестовые предметы и молите всех богов, чтобы понять, куда и как их нужно применить. Простая человеческая логика срабатывает не всегда, герой ходит жутко неторопливо, а расходные материалы – зажигалки и таблетки, весьма ограничены. Всем, кто любит динамичные и экшеновые хорроры, Visage просто-напросто противопоказан – он скорее медленно погружает, обволакивает и даёт простор для исследования, не ставя никаких конкретных целей и глобальных задач перед игроком.
Хотя на самом деле они есть – игра поделена на три эпизода, которые активируются путём нахождения нужных предметов в доме. Дабы перейти к финальному забегу, все три эпизода придётся осилить целиком и полностью в любом порядке. За то, насколько разными по тону, темпу и ассортименту устрашающих средств получились эпизоды авторов хочется искренне поблагодарить. Эпизод 1, «Люси», получился более всего в духе P.T. – жутким, неуютным и, пожалуй, самым лаконичным. Эпизод 2 «Долорес» склоняется в сторону классических частей Silent Hill и фильма «Лестница Якова», полагаясь на странные загадки и психоделические сцены, пробирающие до дрожи. Наконец Эпизод 3, «Ракан» ближе всего к современным хоррорам в духе Amnesia: The Dark Descent – с преследующими врагами и бодрой динамикой.
Не все эпизоды и даже не все сцены внутри каждого из них удались авторам одинаково хорошо, но надо признать, что Visage действительно умеет и страшить, и удивлять, не зацикливаясь на шаблонах и выводя героя за пределы дома с привидениями то на кладбише, то в больницу, то в сюрреалистичные и неизвестные миры. Даже внезапные пугастики из-за угла или скримеры благодаря потрясающему визуальному стилю, проработке деталей и умело нагнетаемому саспенсу здесь кажутся по-настоящему неожиданными. Бу!
Правда, перешагивают порог напряжения, переходящего в фрустрацию создатели достаточно регулярно – и здесь вина не только низкого темпа или непонятных загадок. Visage с большим трудом даёт намёки на дальнейшие действия, а главное очень выбивает из погружения своим очень странным управлением. В каждой руке герой способен нести по одному предмету, которые разрешено перекладывать в инвентарь. Так вот, чтобы выкинуть, например, пустую зажигалку из закромов, её сначала необходимо взять в ладошку одной кнопкой, после чего нажать «Выбросить» и снова выбрать руку с предметом. Зачем было городить подобный огород – неясно.
***
Visage предъявляет высокие требования к терпению, внимательности и способности играть вовлечённо, но вознаграждает за это качественным психологическим хоррором в лучших традициях жанра. Любителям ужасов, которые обожают подробно изучать каждый уголок, старательно думать над решением очередного паззла и закрывать глаза на небольшие шероховатости, стоит рекомендовать этот проект с искренней уверенностью в том, что он придётся по нраву.