Споры о том, являются ли видеоигры искусством периодически вновь и вновь всплывают на просторах глобальной сети, каждый раз разделяя игроков на два воинствующих лагеря. В этих вечных дебатах теперь появился новый аргумент – свежевышедший на PS4 исследовательский паззл-платформер Vane, который доказывает, что будет, если невероятно роскошное аудиовизуальное полотно дополнить совершенно невнятным игровым процессом, спорным дизайном и приправить изрядной долей багов.
Я ворона, я ворона
Студия Friend & Foe, авторы Vane, преимущественно состоит из художников, работавших над The Last Guardian - и это заметно по первым же кадрам, как и то, что они всеми силами пытались воспроизвести в своей работе наследие творчества Team ICO и торжество Journey.
После небольшого, но яростного вступления, где мы в роли некоего юноши спасаемся от жестокой песчаной бури, разрывающей окрестности на части, нас забрасывают в большую пустыню в облике вороны. И уже здесь у игрока наступит паника и фрустрация – а что нужно делать? Куда лететь? И что, чёрт подери, происходит с этой убогой камерой, которая может натурально застрять в поверхности земли или сделать причудливый оборот вне ваших пожеланий?
Потом постепенно приходит понимание, что где-то надо летать вороной и садиться на некие флюгеры, а где-то обращаться обратно в того самого мальчика и решать загадки. Они все довольно банальные и не особо мудрёные, но даже лучшие из них, завязанные на логике и физике, превращаются в сущую пытку – ручных сохранений в игре нет, камера истерически пляшет, а в любой момент герой или окружение может провалиться в текстуры, забаговать или подвиснуть. Хуже всего, когда сбоят местные скрипты – мало того, что ты не понимаешь, что не так ты сделал, так ещё и для дальнейшего прохождения приходиться перезапускать целую главу и терять получасовой прогресс.
Пыточная
Но даже если вам сильно повезёт, и вы не попадёте на фестиваль глитчей и багов, особого удовольствия происходящее не принесёт. Мотивации для движения вперёд, как в Journey, тут нет, какого-то намёка на повествование – тоже, беспросветный бектрекинг и отсутствие карты и внятных ориентиров (блеклые пятнышки на горизонте и слабое подсвечивание некоторых активных предметов при приближении – не в счёт) лишь злят, а не придают атмосферы и таинственности. Как и неуклюжий медленный герой, который порой перестаёт реагировать на нажатия клавиш.
За свой крайне скромный хронометраж в три-четыре часа игра успеет довести не единожды до натуральных приступов ярости и острого желания разбить геймпад о стену. Особенно когда вам нужно приземлиться в обличии ворона на веточку, что требует ювелирной точности лесковского Левши и глазомера чемпиона мира по стендовой стрельбе. Да, с художественной точки зрения Vane приятно впечатляет – таинственный и большой мир демонстрируется здесь в мрачном упадническом величии, а атмосфера порой дополняется мелодичным синтвейв-саундтреком. Но наслаждаться этой красотой и проникаться декадентской стилистикой получается с огромным трудом. Если уж сказать честно, не получается вовсе.
***
Даже если бы Vane вышла в изумительном техническом состоянии, к ней всё равно осталось бы много очевидных претензий - от полного отсутствия мотивации для исследования мира до беспросветно скучного игрового процесса с примитивными загадками. Кроме визуального стиля и приятной музыки здесь попросту нет ничего благодатного, а на фоне сотен багов рекомендовать это не стоит даже уверенными в себе игровым мазохистам.