Сетевые шутеры от первого лица сложно назвать редкостью – на игровом рынке можно с лёгкостью найти с добрый десяток живущих и здравствующих FPS, основным режимом которых является многопользовательский.
Однако если попытаться посмотреть не в сторону сессионок или аркад, а поговорить за настоящие соревновательные игры, то окажется, что на текущий момент выбор не то чтобы очень велик. По сути, главными мастодонтами серьёзных сетевых баталий до сих пор остаются Overwatch и Counter-Strike: Global Offensive, которым исполнилось четыре и восемь лет соответственно.
Riot Games решили, что пора составить старичкам конкуренцию, а потому попросту создали хитроумный микс идей этих двух игр, заодно нагнав нечеловеческого хайпа на стадии закрытого бета-тестирования. Стоил ли весь шум вокруг Valorant конечного результата?
Классика жанра
В своём основании Valorant не стесняется своей родственной связи с CS и если вы хоть раз запускали классику от Valve, то втянетесь в базовые основы проекта Riot Games за считанные минуты.
Две команды, по пять человек в каждой, на сравнительно компактных картах вступают в противостояние, разделённое на раунды. Одна команда побеждает, если уничтожит всех оппонентов, либо сможет установить на карте местную бомбу, называемую Spike. Соответственно, другая команда должна остановить атакующих или разминировать опасный объект. В самом начале каждого раунда игроки закупаются оружием из классического арсенала в лице пистолетов, пулемётов, снайперских винтовок, дробовиков и автоматов, получая деньги за успешные действия и по окончанию раунда. После нескольких раундов команды меняются местами, кто сможет забрать тринадцать раундов, уходит в статусе победителя.
Другие фундаментальные основы CS тоже на месте – кнопка Shift делает ходьбу бесшумной, выстрелы в голову чаще всего смертельны, некоторые стены легко простреливаются, а попадания по противнику обладают останавливающей силой.
Какие-либо заметные различия минимальны – почти все виды оружия обладают либо вторым режимом стрельбы, либо возможностью прицеливания, а вместо заморозки на базе примерно треть карты с каждой стороны ограничена барьерами, которые исчезают после окончания времени покупки. Всё остальное механически, от стрельбы оружия до перемещения героев в своей основе ну чистой воды Counter-Strike, разве что ощущается оно всё чуть более мягко и казуально, чем в той самой игре про террористов и спецназ.
Выпускаю газ
И хоть основную ставку игра всё-таки делает на перестрелки, не стоит забывать, что Valorant ещё и шутер с героями, у которых по всем правилам есть свои способности и ультимейт. И это коренным образом изменяет всё представление о геймплее.
Да, примерно половину абилок у 11 доступных на текущий момент героев занимают некие аналоги классических гранат из CS – дымовых, ослепляющих и зажигательных. Но все остальные трюки подчёркивают индивидуальность персонажей, их роль в команде, а главное, позволяют играть в Valorant в соответствии со своим игровым стилем.
Например, Sova и Cypher играют роль про-активных разведчиков, подсвечивающих месторасположение врагов на карте. Omen и Jett – типичные фланкеры, которые могут появляться в неожиданных местах и спешно ретироваться от преследователей. Phoenix, Reynar, Raze – местные убийцы, чьи способности направлены на максимальное нанесение урона врагу. Breach, Brimstone и Viper – герои поддержки, которые глушат, колдуют стенки, травят и кидаются артиллерийскими ударами. Наконец, Sage – местная смесь Мэй и Ангела из Overwatch, которая умеет замораживать врагов и лечить друзей.
В результате получается занятный мета-гейм, в котором на персональные навыки стрельбы и командной работы сильно надстроены необходимостью вовремя, правильно и метко использовать способности и особенности своих героев. В менеджер абилок, как игра Blizzard, к счастью, Valorant не превращается, и побеждают здесь в основном те, кто умеют стрелять и мыслить тактически. С другой стороны, приятная возможность от души «жахнуть» в толпу ультой и вывести разом из строя чуть ли не всю вражескую команду прямо как в какой-нибудь MOBA тут тоже присутствует.
Скупой рыцарь
Важную работу Riot Games провели и для обеспечения пресловутой честной киберспортивной игры и про их усилия нельзя не рассказать отдельно. Valorant метит в высокие показатели кадровой частоты, низкую серверную задержку, гибкую кастомизацию настроек и борьбу с читерами и, в основной своей массе, справляется со всем успешно.
На моём компьютере, уже отставшем (пусть и недалеко) от передних краёв прогресса игра выдавала какие-то фантастические цифры FPS, а претензий в адрес лагов и багов за несколько десятков часов игры не набралось ни одной.
Правда, совсем уж без пакостей не обошлось – жертвой стабильностью работы на слабых системах стала совсем уж простенькая картинка, а под флагом борьбы с читерами Riot встраивают в ваш компьютер проприетарную систему Vanguard, которая живёт своей жизнью там даже тогда, когда игра не запущена. Параноидальным личностям на заметку.
Монеточка
Так почему же финальной оценкой значится положительная, но всё же сдержанная «восьмёрка»? Секрет прост – я не озвучил список претензий к Valorant, некоторые из которых стоит назвать достаточно субъективными.
Очевидная и основная проблема игры на текущий момент – крайне скудное количество контента на релизе. Два игровых режима и четыре карты – это на самом деле очень, очень мало. Некоторые утверждают, что и набор героев с оружием весьма скромен, но это хотя бы можно как минимум пока объяснить вопросами баланса, с которым, в целом, у игры всё очень неплохо – условные дробовики, которыми никто не пользуется в CS после нескольких раундов, здесь остаются валидными вплоть до финала матча.
Другой, весьма незаурядный минус Valorant в его бесхарактерности, унифицированности и какой-то безликости. От дизайна героев до оружия и от построения карт до игровых механик он напрочь лишён индивидуальности, местами впадая совсем уж в наглое заимствование. Например, тот самый герой Sova, вооружённый луком, настолько сильно похож на Ханзо, что юристам из Blizzard впору сочинять исковые заявления в адрес своих коллег.
Довольно скудно всё и по части кастомизации и прогрессии – скинов на героев в принципе пока нет, шкурок для пушек буквально единицы, а всё пока упирается в граффити и персональные карточки. Правда, объяснить и оправдать это можно хотя бы тем, что игра абсолютно бесплатна и не требует ни на каком этапе ни единого рубля от пользователя. И, вероятно, только от реакции сообщества, его активности и самих Riot Games зависит, как и в каком объёме будет развиваться игра дальше. Памятуя о бешеном успехе League of Legends, все шансы на долгую и счастливую жизнь у Valorant есть.
***
Valorant – это качественно сделанный игровой гибрид, неплохо объединяющий в себя базовые механики Counter-Strike: GO с «героической» сущностью Overwatch. Звучит, выглядит и состоит из привычных и давно знакомых элементов, но играется на удивление приятно, увлекательно и весело. Если Riot Games будут развивать своё творение в правильном направлении, то вполне возможно, через год или два мы будем говорить об Valorant как о новой взошедшей звезде на небосклоне соревновательных шутеров. Произойдёт ли это – покажет лишь время.