«Вернуться в 2008-ой» стало распространённым глумом в Интернете над вчерашними школьниками. Однако, если задуматься, это был последний год экономического достатка в России. Последний год перед закрытием ряда игровых журналов. Ну, и год, когда 7-ое поколение приставок развернуло машину производства хитов наполную...
Первый - самый смелый
Среди лучших игр того времени нужно выделить сериал Uncharted. Его почти целиком (за бортом остался спин-офф для PSVita) переиздали на PS4. И, знаете, серия до сих пор держит удар.
Взять ту же самую первую часть. Её наконец-то полностью перевели и озвучили на «великий и могучий». Причём, сделали всё на уровне кино-переводов: голоса не абы чьи. Все актёры, знакомые и любимые нами со времен 2-3 частей вернулись в привычные роли. Есть даже Борис Репетур, неплохо изменивший голос для одного из злодеев. За все 10 часов игрового процесса я не могу назвать ни одного отсутствия попадания в роль. Все интонации соблюдены, убедительны и подходят под ситуации.
А ведь очень важно было сделать качественную озвучку в такой кинематографичной игре. В игре, где остросюжетность и остроумие истории, сравнятся лишь с естественностью и яркими, живыми образами персонажей.
Главный среди них - авантюрист Натан Дрейк. Вместе с корреспондентом Еленой Фишер (оплатившей все расходы на путешествие) они находят гроб сэра Френсиса Дрейка. Тела последнего там, естественно, нет. Но есть дневник, который забирает себе настаивающий на родство с великим мореплавателем герой. Именно книженция наводит Натана Дрейка на легендарный Эльдорадо. Но, помимо Дрейка, его давнего друга Виктора и Елены, городом из золота заинтересовались криминальные элементы.
Основа геймплея всех частей - это совмещение боевика и приключения. Первый заключается в обилии перестрелок с использованием укрытий. В них важно целить в голову, кидать гранаты, а также постоянно перемещаться из-за нехватки патронов. Последнее заставляет носиться, перекатываться по полю боя. Причём, делать вы это будете в панике, как ошпаренный. Боеприпасов Дрейк носит мало, и их надо суметь разглядеть в контрастной картинке. Это одновременно и минус, и плюс: ведь вы не можете бесконечно прятаться в укрытии. То, за что критикуются консольные шутеры, - вообще не про «Анчартед».
Но не боями едиными: в «Судьбе Дрейка» часто нужно разгадывать головоломки, оставленные древними народами. Поначалу они кажутся безыскусными: нужно то и дело взрывать бочки. Но ближе к середине игры паззлы становятся тоньше и искушённей.
Ещё в элемент приключения входят упражнения в акробатике. Они пребывают, как и перестрелки, в состоянии «бета-версии». Во-первых, в большинстве случаев неочевидно, куда и как надо забраться. Во-вторых, местами в игре суровый тайминг: рушащиеся уступы бескомпромиссны. Промедлишь на секунду - отправляйся к контрольной точке. Последние, к счастью, довольно часто встречаются, не отбрасывая дальше 7-ми минут.
Проблема лишь в том, что в первой части все эти элементы не отлажены до конца. Перестрелки, акробатика, загадки - всё это заработает на «все 100» лишь во второй части.
Да, и баланс между подачей сюжета с его вау-моментами и геймплея здесь выдерживается не очень хорошо. Иногда много роликов, иногда - излишек перестрелок (с постоянно пребывающими волнами врагов). Иногда не хватает "аттракциона". Однако игра всё равно проходится на одном дыхании, а процесс выключения приставки болезненный.
Это всё закладывает фундамент идентичности сериала Uncharted. В «Судьбе Дрейка» - это ещё «Tomb Raider с мужиком и пушками». Но грядущие части вывели уникальную формулу приключения от Naughty Dog...
В расцвете сил
Сиквел с подзаголовком «Среди воров» задаёт темп гораздо лучше и профессиональнее. Начинается все с сюжетного приёма проспекции. Т.е. действие забегает вперёд, к интригующей, драматичной точке. Этот момент, в нашем случае, - побег сильно раненного Натана Дрейка с зависшего в пропасти поезда. Далее нас поочерёдно кидают то в прошлое, то в будущее.
Выясняется, что Дрейк в этот раз позарился на тайну Марко Поло. Натан в компании двух старых подельников выясняют, что Поло кое-что скрыл о своём путешествии в сердце Азии. Впоследствии выясняется, что английский путешественник нашёл путь в легендарную Шамбалу. Но что-то заставило его вернуться, сокрыв все факты загадочной земли.
Если пользоваться киноанологиями, то первая часть - это режиссёрский дебют. Режиссёр ещё молод, неопытен, но талантлив, и это чувствуется. Он ещё только усваивает законы жанра, но делает замечательный фильм. Но в сиквеле, «Среди воров», режиссёр уже окреп, помудрел. Он уже знает законы жанра, как свои пять пальцев и уверенно совмещает их с природным талантом.
В результате получилась одна из самых сбалансированных в плане кинематографичности и геймплея игр. Каждый момент, если не радует, то бьёт точным ударом восторга в нос. Настолько во второй части круты и остроумны сюжет, персонажи. Тем более, действие теперь не ограничено одной страной. Нас довольно часто и стремительно кидают из Гималаев - на Гавайи. Оттуда - в Индию, а потом снова в заснеженный край. Каждая локация по-своему уникальна и имеет своё лицо.
При этом не просто были добавлены аттракционные моменты, сочетающие игру и кино. Улучшилась механика перестрелок: больше оружия, разновидностей врагов, более искусное строение уровней. Наконец, разработчики добавили скрытное прохождение и усовершенствовали драки. Последние добавили перестрелкам контактности, динамики. Виртуальные враги выучили больше моделей поведения. Чёрт побери, с ними интереснее сражаться!
Что важно, ощущается нехватка патронов, но более сбалансированная. Вы носите с собой больше боеприпасов, поэтому стало меньше хаотичного «лутания» трупов врагов. При этом, вы не можете так же, как и в первой части, сидеть долго за укрытиями.
Искуснее стала не только боевиковая часть, но и акробатическая и приключенческая.Лазать стало проще за счёт гораздо более грамотного дизайна окружения. За счёт повторяющихся цветов и деталей, вы всегда знаете, куда и как вам нужно лезть. При этом нет больше сурового тайминга на манер 1-ой части. Вам, конечно, нужно пошевеливаться, но сделано это с большим удобством и заботой о пользователе. Опять же, акробатика ситуативно разнообразна, как и перестрелки. То мы лезем по уступу, наблюдая ряды вражеской армии внизу, то стараемся взобраться в скрытые места холодно-загадочной, но атмосферной тибетской пещеры.
Появились уникальные в динамике локации, ставшие фишкой сериала. Это и стремительно движущийся грузовой военный поезд, и непредсказуемо рушащийся древний мост.
В общем, режиссёр окреп и начал выдавать непредсказуемые, динамичные, зрелищные ситуации одна за другой.
Третий - в зените мастерства
«Иллюзии Дрейка», в целом, повторяют формулу второй части. Но именно в триквеле режиссёр созрел до самоцитирования с элементами иронии, насмешки над собой.
История строится ещё искуснее, ещё «киношнее». Есть фразы, образы, которые невзначай предсказывают, что будет дальше. На этот раз раскрывается прошлое Нейта и его наставника-друга Виктора Саливана. Оба они противостоят древнему ордену в стиле «Кода Да Винчи», а также ищут спрятанный в сердце пустыни древний город Ирам.
Акробатика и головоломки, в целом, мало изменились: они стали лучше, эффектней в плане постановки, режиссуры. При этом, они свежи, не похожи на то, что мы видели в 1-ой и 2-ой частях.
Слегка испорчены лишь перестрелки. Они стали ещё быстрее и контактней, с одной стороны. Последнее достигается за счёт доработанных рукопашных сваток. Появилось использование окружения, броски, хватание за грудки. Да и враги стали чаще и сильнее атаковать, навязывая кулачный бой. Но, с другой стороны, это сделало идеально выверенные перестрелки второй части более репетативными, мудрёными.
Да и прицеливание стало менее удобным и более дёрганным. Возможно, это сделано специально, чтобы игрок чаще пользовался кулаками.
Наконец, сохранилась режиссёрская черта с подвижными уровнями: это и яхты во время шторма, и тонущее судно. Такие моменты западают в душу и надолго оседают в сердце, как и вся трилогия приключений Натана Дрейка. Каждая её часть осталась непревзойдённой до сих пор. Оттого трилогия ещё долго не устареет и будет обязательной к ознакомлению.