«Жизнь за Нер’зула!» А, нет, погодите-ка, это же не отсюда. «Кровь для Бога Крови! Черепа для Трона Черепов»! Именно под таким девизом со стапелей сошла заключительная часть трилогии Total War: Warhammer — самая амбициозная, масштабная и кровавая из всей троицы стратегического пантеона за авторством Creative Assembly. Мы хотим, чтобы вы поверили на слово — стратегии такого масштаба выходят нечасто, и потому Total War: Warhammer 3 можно записать в одно из главных для ПК-геймеров событий года.
На первый взгляд, Total War: Warhammer 3 не предлагает ничего нового для устоявшейся с 2016 года формулы фэнтези-«Вахи»: мы все так же вольны выбрать фракцию и отправиться на завоевание территорий во славу фракционного бога, будь это Урсун или Кхорн. Тем более, что есть из кого выбрать — авторы предусмотрели восемь разных фракций с двенадцатью генералами, включая секретного военачальника. Разгуляться дадут на двух кампаниях: вводной и полноценной.
Со вводной кампанией всё просто — она ведет за руку, обучает премудростям гранд-стратегии и военных действий, знакомит с противостоянием Кислева и Богов Хаоса. Именно в ходе этой сюжетной кампании мы знакомимся с будущим генералом Хаоса Неделимого, который из пылкого кислевитского лидера превратится в демон-принца. Столь качественных обучающих кампаний Creative Assembly в рамках «Вахи» еще не делала, так что играть удобно и понятно.
Пролог заканчивается драмой — развращенный Хаосом князь атакует Бога-медведя Урсуна в самое сердце, смертельно ранив волшебного зверя. Но боги не умирают так быстро — и теперь Урсун, мучаясь в предсмертной агонии, надежно спрятан ото всех в Царстве Хаоса. У каждой из восьми фракций свои причины добраться до него первой и оторвать кусочек от шкуры могучего зверя
Кстати, о фракциях: в этот раз отношения между собой выясняют Кислев, вдохновленный славянской культурой, Великий Катай, в котором без труда можно разглядеть все признаки Поднебесной, Королевства огров, о добавлении которых разработчиков просили начиная с первой части, армии богов Хаоса: Кхорна, Тзинча, Слаанеш и Нургла, а на сладкое — тот самый демон-принц, который был обманут Бе’лакором, и мечтает поквитаться с коварным демоном, а заодно закончить с убийством Урсуна.
Каждая из фракций уникальна своими умениями. Кислев обращается за поддержкой к Родине — народу и четырем богам, способным даровать улучшения. Катай полагается на торговлю и специальный магический компас, задающий фракционные бонусы на несколько ходов вперед. Чемпион Хаоса получает дары от тех богов, в честь которых убивает и разоряет города — они в буквальном смысле презентуют ему оружие и конечности, которые можно собирать в конструкторе персонажа.
Основная кампания получилась интересной и не уступает «Центру Вихря» из второй части — в прошлый раз наша фракция сражалась за покорение Люстрии, теперь же, в зависимости от выбранной стороны, армии предстоит удержать и расширить царство от вторжения Хаоса, или же наоборот возглавить вторжение из Царства Хаоса, чтобы покарать всех тех, кто не служит демоническим богам. Новой геймплейной механикой стали разломы в пространстве, которые образуются каждый раз, когда умирающий Урсун вопит от боли. Для демонов открывается двусторонний портал в царство смертных, куда они спешат со своими войсками.
У разработчиков по-настоящему большие планы на будущее трилогии. Во-первых, Total War: Warhammer 3 в день релиза появится в Microsoft Game Pass. Во-вторых, позднее Creative Assembly планирует бесплатно добавить еще одну кампанию, которая объединит территории, расы, фракции и события всех трех частей — что-то вроде ультимативного бандла, который представит все ключевые расы и армии из фэнтези-мира Warhammer. Для нее достаточно будет иметь на аккаунте предыдущие игры серии Total War: Warhammer.
Прямо сейчас у игры есть некоторые технические трудности и ограничения, часть которых призван исправить патч первого дня. Не будем утруждать вас перечислением всех ошибок, но среди самых распространенных — частично локализованные диалоги и тексты, из-за которых получается, что собеседники могут вести разговор на разных языках; проблемный авторасчет, который умудряется зачастую подкидывать поражения даже при всех факторах победы; по-прежнему наивный ИИ, который поддается на провокации и испытывает трудности во время обороны городов. Не поймите неправильно, геймплей в Total War: Warhammer 3 отличный, но подобные недочеты все равно раздражают, равно как и отсутствие морских сражений, за которые игроки в свое время полюбили старенькую Empire: Total War.
***
Total War: Warhammer 3 — одно из главных игровых событий февраля, наряду с релизами Elden Ring или Horizon Forbidden West. В мире ПК-эксклюзивов это одна из главных игр года до, как минимум, выхода Company of Heroes 3. В ней действительно можно без труда потратить десятки часов, забыв про Урсуна и увлекшись выстраиванием своих представлений об идеальной империи. Пропускать игру точно нельзя ни фанатам жанра стратегий, ни любителям масштабных побоищ, ни ценителям «Вархаммера». Интересно, кстати, какую же фракцию они анонсируют следующей в качестве DLC?