Жил был однажды мальчик, который как-то раз поиграл в The Last of Us. Беда в том, что через несколько дней началась катастрофа, стремительно уносящая жизни людей. В этот момент он тихо-мирно проходил GTA V, как в его комнату ворвалась мама с просьбой куда-то собираться и чтобы он взял с собой только самое необходимое. Ну, мальчик смекнул.
Прошло несколько лет, приблизительно двадцать. Уже потрепанный жизнью мужчина, он сидел перед костром, разглядывая ту самую вещь. Он держал в руках обшарпанную снаружи, но идеальную внутри коробку с игрой The Last of Us. И, всё-таки, настал тот час, когда он повстречал группу людей с работающей Playstation 3 и 24-дюймовым телевизором. Тогда они зажили. Тогда оставшиеся крохи человеческой цивилизации позабыли о всех ужасах, поджидающих их снаружи.
Одно из очень удачных решений - показать начало конца. Это всегда было чуть ли не самой интересной частью любых фильмов или книг о массовых катастрофах. Прошлое не подается здесь флэшбеками, наоборот - на протяжении первых минут в игрока внедряют воспоминание, которое потом преследует его вместе с главным героем на протяжении оставшегося пути.
Naughty Dog использовали правильную формулу повествования. Гигантские порции, разделяющиеся лишь сменой времён года, очень плавно и аккуратно проникают в сознание играющего. Как бы паршиво это не читалось, но всё происходящее на экране ежесекундно отдает киношностью, без которой The Last of Us воспринималась бы куда хуже. Начинаешь верить в персонажей, сопереживаешь им, щуришься при каждой жуткой сцене, а преодолев опасный момент – выдыхаешь и улыбаешься, ведь смерть прошла позади.
Это road-movie со всеми присущими такому жанру признаками. В основе сюжета - приключение, необходимость доставить "груз" из точки А в точку В, расстояние между которыми куда больше, чем можно себе представить. Это постоянная смена окружения, за что TLoU уже можно увековечить. Не каждая игра способна показать такой обширный и красивейший мир. Это встречи с новыми людьми, расставания с ними же. The Last of Us попросту не успевает надоедать, без конца раскрывая перед игроком множество событий.
Безжалостный кордицепс, лишающий всё живое разума, приводит к невероятной катастрофе, к уничтожению всей цивилизации. Оставшиеся в живых люди вот уже на протяжении двадцати лет СУЩЕСТВУЮТ в страхе и отчаянии. Каждый день как последний. Каждый час как последний. Общество возвращается к диким, первобытным корням, где каждый сам за себя и никому нельзя доверять. Остатки мира держатся на эгоизме и лжи, чего не лишен главный герой по имени Джоэль. Послушав свою напарницу и взяв под опеку девочку, которую нужно сопроводить до места встречи, он подписал чуть ли не смертный приговор.
В игровом процессе, на мой взгляд, достигнут потолок. Что перестрелки, что ближний бой - всё гармонично связано, перед игроком не возникает барьеров. Благодаря графике, TLoU может позволить себе крупные планы; видно, что над поведением камеры проделана огромная работа. Ни что не ускользнет от взора играющего. Порой, даже, предоставляется куда больше - уровень жестокости в игре просто зашкаливающий. Я всегда ловил себя на чувстве страха попасться в лапы щелкуна. Единственная на данный момент игра, в которой боишься умереть от твари.
Создание вещей добавляет своего драйва. Наполняет адреналином, когда срочно требуется слепить коктейль Молотова, чтобы спалить к чертям группу атакующих врагов. Как и положено приверженцу хоррора, TLoU жадничает ресурсами. Редко случается, что ты чувствуешь себя вооруженным до зубов и готовым дать отпор любой напасти. А если такое происходит, то длится это недолго.
Кажется, The Last of Us совершенна во всём, но это не так. Когда попадаешь в пустую локацию с расставленными по ней укрытиями, сразу же понимаешь, что сейчас произойдет стычка, от чего каждая встреча с врагом лишена неожиданности. Я хорошо помню, что демонстрировали на Е3 2012. К моему удивлению, после выхода игры появилось видео, показывающее разницу между релизной версией и той демонстрацией. Топорность искусственного интеллекта - это самое главное отличие. Каким образом и зачем ND так урезали поведение врагов - до сих пор остается загадкой. Также до сих пор не ясно, зачем завершающий этап свели к коридорному шутеру? Автомат в этой игре - грозное оружие - много патронов, большая обойма и сверхточность. При всём мастерстве, больницу можно пробежать, истратив два рожка, если не меньше. Отличие в уровнях сложности еле заметно. О способности "Слух" и вовсе не могу ничего написать, так как она попросту бесполезна и не имеет ни грамма веса. За два прохождения на высоких сложностях использовал эту способность ровно ноль раз (благо, она отключается в настройках, чтобы уж совсем не мешала).
***
The Last of Us можно считать настоящей игрой нового поколения. С технической стороны - это вершина. Со стороны повествования - тоже. Это уникальный опыт, приводящий в движение множество застывших эмоций. Поначалу игры очень легко понять, стоит ли продолжать её или оставить - если после вступления тебе что-то попало в глаз или глаза слегка стали влажными, ну, может быть, по телу пробежали мурашки - продолжай; иначе перестань быть безэмоциональной сволочью и вернись к ней только тогда, когда будешь готов САМ раскрыться перед игрой.