Жадность фраера сгубила
Критерий хорошей литературы, будь ты фэнтези, научная фантастика или иной жанр - приближенность к нашей жизни. Отличная книга, дистанцируясь от тривиальной действительности, затрагивает проблематику современности. В случае со The Swindle - это паропанк, в котором правительство викторианской Британии настолько устало от авантюристов-форточников, что решило создать за 100 дней систему глобальной слежки. Вы, в свою очередь, на стороне криминала, поэтому ваша задача за такой же срок не допустить создания данного аппарата и выкрасть исходники из штаба защитников правопорядка. И, хотя слежка в настоящем Лондоне уже дело давно привычное, судьбу его виртуального аналога решаете вы.
Вор-избранный
Спасать теневую жизнь столицы Англии предстоит вору с собственной штаб-квартирой, из которой «на дело» он приземляется на дряхлого вида капсуле а-ля Космодесант. Ваша цель не сильно отличается от того, чем занимаются домушники в глубинке - собрать все деньги (или как можно больше) на уровне. Больше всего «доллАров» содержат компьютерные терминалы, на взлом которых уходит немного времени. При этом взаимодействию с причудливыми паровыми компьютерами придётся учиться на украденные деньги. За них вы открываете новые умения и устройства, сильно облегчающие кражи и делающие их интересными: например, можно создавать вокруг себя непроницаемую дымовую завесу или закладывать бомбы, взрывами трансформирующие рельеф.
Нелёгкий труд домушника
Чем больше способностей куплено, тем лучше. Ведь выбранные дома хорошо охраняются полицейскими (в этой вселенной - роботизированными) и в случае чего они тут же поднимают тревогу. Тогда начинается полнейшая паника и неразбериха: экран мерцает тревожно-красным, ваши уши «сношает» сигнализация. И если раньше вся охрана работала в штатном режиме, неспешно патрулируя, то теперь все они будут носиться за вами, атакуя, с прытью и рвением жидкого терминатора. Усугубляет ваше и без того жалкое положение то, что на тревогу уже выехал отряд робокопов. Однако к чести авторов, стоит сказать, что с тревогой не происходит провала миссии: всегда можно найти и взломать терминал защиты, чтобы отключить сигнализацию или продолжить миссию на свой страх и риск.
Думаю, понятно, что засчитываются и остаются на счёте только вынесенные купюры. Поэтому, взломав один компьютер, получаешь дилемму: отправиться ли восвояси или попробовать найти остальные терминалы с довольно большой вероятностью быть пойманным или умереть от шипов и падения с высоты. Последние два сделаны кривовато, из-за чего часто ваш вор будет насаживаться на шипы или неудачно приземляться после неуклюжих попыток пропрыгать вверх или соскальзывать вниз по стене.
При таком исходе вы теряете драгоценное время (один день равен одному ограблению - неважно, успешному или нет) и своего персонажа. Но последнее совсем не страшно: в игре используется ныне популярная процедурная генерация персонажей-воров и самих уровней. Таким образом, новая моделька получает все умения и девайсы предшественника, а каждое новое ограбление будет не похоже на предыдущее, что превращает геймплей не в задротское заучивание одного уровня, но в полу-импровизацию. Почему наполовину? После часа игры становится заметно, что генерируемые уровни на каждой из 6-ти локаций сильно повторяются структурно: т.е. расположением защитных дверей, камер, терминалов и прочих элементов.
На лицо прекрасная - сложная внутри
Стоит сказать, что среди других инди с процедурной генерацией, «Мошеничество» выглядит лучше всех: здесь очень заботливо, практически, акварелью нарисованные персонажи и двухмерное пространство, а также стильные тексты в DOS-овской стилистике.
То, что глаз радует красота, а дизайн не вовлекает в уныние, сильно помогает не забросить такой сложный стелс-платформер. Ведь в игре нет привычного современному геймеру обучения: вы просто начинаете с «нулевой» локации, где дома небольшие и отсутствуют продвинутые системы слежения. Даже здесь первые 30-40 минут будут чередой нелепых и быстрых смертей и проигрышей - игра не хочет объяснять свои правила и тонкости. Поэтому последние познаются методом проб и ошибок, а при первом прохождении тратится слишком много внутриигровых дней. В результате первое прохождение, скорее всего, будет запорото. Особенно если вы нетерпеливый, жадный или любите играть запойно и подолгу (отчего вы будете часто и глупо проигрывать в ограблениях).
Последнее будет устранено, если The Swindle переиздадут на мобильных устройствах: динамика, продолжительность сеанса делают данную игру идеальным кандидатом в порты для портативных консолей или мобильных девайсов.
***
В итоге перед нами добротная инди: симпатичная, продуманная с тактическими тонкостями и драйвом.
Игра понравится любителям стильных и красивых двухмерных платфомеров, игр на ловкость и прохождение «невидимкой».
Но игру стоит сторониться тем, кому важно наличие проработанного сюжета (здесь лишь фабула) и лёгкой победы. На последнее даже не рассчитывайте: в игре очень просто провалиться, причём, не только и не столько из-за своей криворукости, столько из-за плохо сделанных шипов и лАзанья по стенам.