Традиционно скупой на яркие релизы летний сезон в этом году неожиданно оказался не просто щедрым на новинки, но и полным удивительных возвращений. С разницей буквально в полтора месяца на прилавках появилось сразу два продолжения именитых RTS про Вторую мировую войну. И если «Блицкриг 3» оказался своеобразным гибридом новых идей, современных трендов и классических механик, то нынешний Sudden Strike 4, с поправкой на время выхода, практически плоть от плоти является наследником первых частей сериала, которые у нас в стране звались не иначе как «Противостояние 3» и «Противостояние 4». Воспринимается это, надо сказать, вполне себе нормально.
Подкрепление прибыло
Пока Blitzkrieg 3 заигрывает с карточками юнитов, хвастается нейросетевым ИИ и избавляется от всяких лишних элементов геймплея, Sudden Strike 4, насупив брови, демонстрирует всё то, за что любили «Противостояние 3».
Это, как и семнадцать лет назад, занятный коктейль из классических элементов RTS и изрядной порции варгейма. То есть, как в обыкновенных стратегиях, у юнитов есть аркадная полоска здоровья и максимально упрощённые характеристики, но при этом существует менеджмент боеприпасов, топлива, навыков подопечных и средств поддержки. Строительство и вызов конкретных войск, опять же, полностью под запретом, зато можно под шумок тырить вражескую технику, которую противник оставил подбитой или без топлива.
Типичная миссия в Sudden Strike 4 выглядит примерно следующим образом: за наименее слепым юнитом (обычно это офицер с биноклем) следует ваша ватага пехоты под прикрытием танков. Сзади за этой группой лениво плетутся ремонтные автомобили и грузовики снабжения, загруженные доверху топливом и боеприпасами любых калибров. Замыкает процессию обычно разнообразная артиллерия – от САУ до прицепленных к тягачам гаубиц. Мы медленно, но верно зачищаем территорию от врагов, после чего нам присылают горсть подкрепления, с которым мы двигаемся дальше.
Несмотря на значительные послабления по сравнению с безжалостным оригиналом, каравшим любое неверное движение, Sudden Strike 4 на протяжении всех трёх главных кампаний держит в умеренном тонусе. Задания динамичны, условия миссий меняются, враг любит (увы, по скрипту) устраивать дерзкие контратаки, так что скучать не приходиться. Увы, каких-то оригинальных и сложных тактических головоломок разработчики из венгерской студии Kite Games нам не припасли – максимум, на что можно рассчитывать, так это прохождение уровней с дополнительными модификаторами сложности, например, ополовиненными боеприпасами. Естественно, что завсегдатаям серии, помнящим огромные операции, занимавшие пять-семь часов реального времени, Sudden Strike 4 покажется простым, если не примитивным – но тут надо отметить тот факт, что игра вышла не только на PC, но и на PS4, а в стратегию с геймпада, сами понимаете, воевать не так удобно, как с мышки и клавиатуры.
Ни шагу назад!
Всего в игре представлено три кампании – за СССР, Германию и Союзников, не считая мини-дополнения Дюнкерк, где есть пара заданий за обе стороны конфликта. Перед каждой миссией нам необходимо выбрать свою доктрину, за которую отвечает один из исторических генералов. Каждому из трёх персоналий соответствует свой стиль игры – бронетанковый, пехотный или поддержки. За успешное выполнение заданий нам начисляют звёзды, которые мы можем тратить на прокачку умений нашего командира. Некоторые особенности вроде способности окапывать танки частично повторяются у всех трёх доктрин и всех наций, но есть и специфичные бонусы, которые касаются дополнительной брони, скорости перезарядки орудий, носимых средств противотанковой обороны и так далее. Жалко лишь то, что прокачать за всю кампанию целиком удаётся максимум одну доктрину – проходить некоторые миссии сподручнее, например, танками, а всю игру вы улучшали доктрину пехоты.
Компенсировать недостатки своей доктрины позволяет окружение, над которым разработчики действительно постарались. Дома в Сталинграде блокируют обзор, лёд на Ладожском озере трещит и ломается от снарядов, а поля высокой французской травы скрывают наступающую пехоту. Каждый уровень, пусть и скромен по размерам, создан с заметным вниманием к деталям и особенностям театра военных действий – вы никогда не перепутаете лесистые предгорья Арденн с северной Францией или нашим Курском. Вообще, несмотря не на самый большой бюджет и продвинутые технологии, претензии к внешнему виду (равно как и к звуку) Sudden Strike 4 предъявить довольно трудно.
Маловато будет
Жаль лишь то, что помимо умеренно интересных и скоротечных кампаний Sudden Strike 4 предложить, по сути, нечего. Мультиплеер рабочий, но скудный, скирмиш – не более, чем забава, а полноценная поддержка мастерской Steam с пользовательскими модификациями пока не реализована. «Блицкриг 3» страдает примерно такими же проблемами, но там хотя бы есть рукастый ИИ и коллекционирование редкой техники.
Больше всего расстраивает то, что игра так и не определилась, кому же она хочет больше себя продать – аудитории новой, играющей в основном на консолях, или старожилам серии. Первые всё же могут не до конца оценить достаточно трудную и громоздкую RTS с множеством деталей и стародавних механик, а вторые, как любые брюзжащие о зелёной траве и сладком сахаре ветераны, скорее всего, не поймут заметного уменьшения масштаба, тактического простора и упрощения многих элементов.
***
Sudden Strike 4 нелегко назвать триумфальным возвращением серии – и контентом, и размахом и проработкой он уступает своим старшим братьям. Тем не менее, это хорошая, интересная и в меру трудная RTS, которая смотрится не хуже (а местами – лучше) своего ближайшего конкурента и способна подарить поклоннику стратегического жанра пару-тройку приятных вечеров.