Если бы за обзор каждой псевдо-олдскульной игры, профинансированной на Kickstarter, мне бы давали пару поленьев, то сейчас я мог бы отапливать ими небольшую дачу под Тверью в течение всего осенне-зимнего периода. Буквально каждый разработчик норовит присесть на ретро-тематику и проехаться на горбу ностальгирующей публики прямиком в финансовый рай, забывая, о том, что «сделать как раньше» и «вызвать те чувства, что были раньше» - это такие же две большие разницы, как между настоящим кожаным диваном и дерматиновой поделкой.
Создатели Strafe со страшной силой пытались сделать достойный оммаж культовому Quake, совместив его с современными rogue-like мотивами, но на выходе получили страшное чудище, которое зайдёт крайне ограниченному кругу лиц весьма определённых вкусов.
1996-ОЙ
Когда разработчики Pixel Titans говорили, что они хотят сделать игру, которая выглядит как игра двадцатилетней давности, никто не воспринял их посыл буквально. Как оказывается, эти люди не шутили – и STRAFE по своему внешнему виду, перемещению героя, эффектам и окружению крайне сильно напоминает Quake, один из первых полностью трёхмерных шутеров.
Первая проблема Strafe заключается в том, что разработчики, кажется, забыли, как на самом деле выглядела та самая игра id software. А выглядела она, конечно, не ахти, но не настолько дурно, как рисуют нам авторы. В результате большую часть времени мы бегаем по серым прямоугольным уровням, стреляем из серых пушек без намёка на вес и отдачу по таким же серым и скучным противникам, которые прут жуткими толпами. В этом есть какой-то первобытный шарм и очарование, но он сменяется скукой буквально в первые двадцать минут. Интересные фишки и более яркие уровни ждут только во второй половине игры, до которой не всякий дотянет из-за недоброй сложности.
Печаль у многих игроков наверняка подменит фрустрация. Произрастает она из тех самых rogue-like элементов, которые к месту или не совсем понапихали создатели. Сгенерированные наполовину случайно уровни массово забрасывают тебя толпами противников, так что иногда буквально нельзя ступить шагу, чтобы на тебя не побежала толпа оголтелых тварей – при этом смерть здесь извечная и карается перезапуском игры с самого начала. Врагов кидают за шиворот настолько нагло и часто, что лучшей тактикой игры является тупое пробегание уровней – но тогда есть риск быть зажатым в углу следующей за тобой по пятам оравой.
Отстреливаться от них есть чем – на выбор предлагается три оружия (дробовик, рейлган или автомат), плюс кучу одноразовых стволов, которые валяются на уровне. Но боезапаса, равно как и здоровья, постоянно не хватает, а пункты продаж лечащей еды и автоматы по обмену металлолома на патроны и броню встречаются редко. Перки, о существовании которых ты узнаёшь только часу на втором, помогают слабо, равно и как запрятанные ништяки и секретки.
Попробуйте ещё раз
В конечном итоге перманентная смерть, злые тупые враги и рандомные уровни вынуждают тебя играть не в стиле берсеркера, а в стиле мерзкой угловой крысы, которая издали убивает видимых врагов, прижимаясь к стенам, проверяет каждый поворот и чахнет над каждым очком здоровья, как царь Кощей над златом. А это, сами понимаете, почти приговор – игры, особенно такого жанра, всё же созданы для развлечения, а Strafe превращает это в работу, которая требует внимания, сосредоточенности и концентрации сил.
Бодрит разве что многочисленное число отсылок ко всей старой классике – от Doom до Duke Nukem и забойный синтетический саундтрек. Не чета Тренту Резнору с его музыкой к Quake, но тоже очень неплохо.
***
Старички, не ведитесь на рекламные провокации! STRAFE нагло прикидывается старорежимным мясным шутером, на деле являясь хардкорным современным рогаликом, чьи интересные фишки придушены дизайнерскими перегибами и многочисленными проблемами. Если вы хотите реально запотеть или угореть по играм той эпохи, то лучше идите играть в Hexen 2.
P.S. Но на распродаже за соточку, в целом, можно и попробовать. Авось вы из той касты странных людей, что любят мучения за свои же собственные деньги.