К концу 2013-ого года зомби перестали вызывать хоть что-то помимо раздражения. Просто их стало слишком много. Живые мертвецы рекламируют с билбордов Nike; популярнейший сериал последней пятилетки — о восставших из могил. Даже хлопья — и те в форме крошечных полуразложившихся голов. Эта волна некрофилии перекинулась и на игры — шутеры, аркады, шахматный симулятор. И везде действующие лица кричат характерное «Brainz-z-z!» На их фоне State of Decay сильно выделяется. Имея в своем распоряжении наработки коллег, разработчики используют зомбаков лишь как декорацию, удачно подходящую к фону американского пригорода — речки, лесок и коттеджи.
Вон в тот дом и обратно. Что это на горизонте? Супермаркет?! Живо туда! Ватерклозеты еще не обчищены? Там же медикаменты!! Короткие вылазки за едой, боеприпасами и стройматериалами в здания, где наверняка притаились зомби — вот, в общем-то, и вся State of Decay. Причем, несмотря на кажущееся однообразие, события за пределами безопасного лагеря развиваются по-разному. Будет в домах хоть что-то или кто-то уже все выгреб? Встретятся ли по дороге зомби или их удастся миновать? В конце концов, все ли выжившие вернутся домой? Не контролируемость ситуации создает невероятный саспенс вокруг игрока, держа того в напряжении все 10-20 часов прохождения.
Увы, чувство безнадеги порой сбивается из-за рваного ритма. Порой спотыкаешься о то, что в State of Decay нет, скажем, внятной боевой системы. Ни тебе масштабов Left 4 Dead, ни разнообразия Dead Island. Лишь две анимации удара на всех и надоедающие, после второго раза, добивание. Разнообразить игру должны были разноплановые персонажи…которые, такое чувство, кочуют из одного зомби-проекта в другой. Священник, девочка, женщина с волевым характером, военный. И пока эти ребята занимаются обустройством лагеря, герои, подконтрольные игроку, приспосабливаются к жизни после конца света — начинают быстрее бегать, точнее стрелять, чуять зомби за километр и обыскивать схроны в 2 раза быстрее.
Главный месседж игры — нужно оставаться человеком, даже в условиях, когда все остальные мертвы. И никаких слезливых рож на пол экрана — лишь простенькая механика, где под попечительством игрока оказывается небольшая община. Старики, женщины, дети. Кажется, будто Z-вирус опасен только здоровенным мужикам. Те, за кем присматривает игрок, имеют базовые потребности: вкусно питаться, спать в тепле и неплохо бы еще как-нибудь развлекаться. Чтобы осуществлять их прихоти, приходится делать частые вылазки, дрожа над каждым персонажем, как истеричка-мать. Ведь соприкосновение с мертвецом означает смерть!
Казалось бы: да ну вас! Буду отсиживаться в безопасности. Но State of Decay, даже простенькие задания в духе «Сходи-принеси» обставляет грамотно. К примеру, некоторые звучат из уст 12-летней девочки. Ну как тут устоять?
***
Откровенная дешевизна — главный минус State of Decay. Скажем, разработчики явно жертвовали мелкими деталями, чтобы карта была приличных размеров, а не 2х2. Не экспериментировали с зомби, отдавая предпочтение количеству, а не качеству. Вдобавок, сами герои не вызывают почти никаких эмоций, кроме недоумения — как они вообще выжили то?! С другой стороны, один лишь мир игры не позволяет выключить игру сразу же после установки.