Spirit of the North — игра отнюдь не новая. Вышла она еще в ноябре прошлого года и с тех пор заглянула на консоли от Sony и Nintendo. А вот улучшенное издание SotN: EE стало, по сути, эксклюзивом PlayStation 5, разбавив грустное одиночество Demon’s Souls Remake. И, на первый взгляд, появление чего-то эксклюзивного на PS5 — хорошая новость, ведь до конца года нам придется жить без каких-либо платформенных эксклюзивов. Но так ли это на самом деле?
Игра является то ли сказкой, то ли философской притчей об одной лисице, которая путешествует по пустынной Исландии, собирая по крупицам сведения об утерянной цивилизации и спасая души мёртвых героев этого загадочного места. Медлительная, медитативная, намеренно неторопливая — у игры явно есть свой темп, который разворачивается под гипнотическую музыку. Нетерпеливым геймерам будет тяжело задержаться в Spirit of the North дольше, чем на полчаса, ведь в действительности это симулятор ходьбы. Или бега, кому как больше нравится — наша избранная лиса способна передвигаться по локациям с разной скоростью.
Особой истории в игре нет. Мы исследуем поляны, пещеры, фьорды и локации, почти полностью состоящие из льда, с редкими вкраплениями цветущих растений и других признаков флоры. Дружелюбный дух-лис наделяет нашего героя магией света, с помощью которого предстоит решать простенькие головоломки. А именно — зажигать светильники и освобождать души покойных от их бренных тел. И всё в это в ритме столь неторопливом, что даже черепашья прогулка в Death Stranding с багажом, близким к максимальному весу, покажется спринтом. Таков путь!
Само собой, избранная лисица способна немного колдовать, далеко прыгать и переходить на бег рысью, от которого задыхается сильнее, чем рыцарь из Demon’s Souls в полном сете тяжелой брони. Лиса вообще красивее всех в игре — ах, какие у неё милые ужимки, а теперь взгляните на её пушистый мех, а затем на коллекцию «шубок», которые разрешают менять в любой момент! Авторы даже сделали акцент на двух новых образах, созданных специально для улучшенного издания. Если что, это главное нововведение по сравнению с PS4-версией, вышедшей год назад.
Но как только вы налюбуетесь на всю эту красоту, как только насмотритесь на лису, свернувшуюся калачиком на снегу после того, как минуту никто не прикасался к геймпаду — игра начнет раздражать. Пелена спадает с глаз, как только заканчивается кратковременный период очарования лисицей. Становятся явными очевидные недостатки игры — откровенно кривая и устаревшая физика, больше подходящая проекту эры PS2, дефицит анимаций и катсцен, однообразие головоломок и локаций. По факту для улучшенного издания сделали слишком мало всего: поддержку 4К-разрешения с частотой 60 кадров в секунду, две новых «шубки» и обновленное освещение. Текстуры же остались прежними, поэтому при взгляде на местные красоты складывается ощущение, что продолжаешь играть в версию SotN для PS4.
Геймплею тоже чего-то не хватает — поначалу кажется, что он копирует серию Shelter, посвященную выживанию рыси в аналогичных условиях свирепого Севера. Однако у нашего «протагониста» реальных проблем нет. Голода и холода она не боится, выживает после падения с любой высоты, а от купания в ледяной воде даже хвост не вздрогнет! Вкупе с довольно однообразным исследованием локаций и головоломками уровня «нажми рычаг А, потом найди рычаг Б» игра быстро теряет привлекательность. Иногда игра пытается быть чем-то большим, чем просто симулятором ходьбы, но надолго ее не хватает. Саундтрек пытается создавать атмосферу лучика света в тёмном царстве, но излечить общую скуку и примитивность игры он не в силах. Увы.
К сожалению, авторы также не задействовали умную тактильную отдачу DualSense, и геймпад просто трясется в руках, словно это DualShock третьего поколения. Большинство анимаций нельзя пропустить, а они долгие — то, как лиса отряхивается после воды, или то, как она заряжается магией света от очередного цветка. Нельзя ли чуть побыстрее? Я хочу дожить до титров молодым.
***
Конкретно PS5-издание Spirit of the North не за что хвалить — по сути, это порт прошлогодней игры на новый «плацдарм» в виде PlayStation 5, но без использования уникальных возможностей консоли. И этот нюанс жалит в сердце сильнее всего. Благодаря геймпаду DualSense разработчики могут делать фантастические вещи, как доказала нам Astro’s Playroom. А кто-то считает, что достаточно перенести программный код с минимальными изменениями, дав взамен парочку новых окрасов. Ну уж нет, ребята, такие порты в 2020 году никого не обрадуют!