Song of Horror начался в Хэллоуин 2019 года – эпизодический хоррор выходил в Steam на протяжении года и пришёлся по нраву многим ПК-игрокам. Заработав приличные оценки от прессы и «очень положительные» отзывы пользователей Steam, полное издание Song of Horror Complete Edition теперь готово напугать и всех владельцев консолей Xbox One и PS4.
Но смогла ли небольшая испанская студия сделать качественный ужастик или мы имеем дело с классической историей понижающего планку жанрового безрыбья, когда любое мало-мальски употребимое блюдо кажется публике изысканным деликатесом? Узнаете из нашего обзора.
Не ходите дети в дом
Главный герой и рассказчик Song of Horror – немолодой мужчина по имени Дэниел, который явно пережил в своей жизни немало потрясений и трудные отношения с алкоголем. Бородатый мужчина отправляется в особняк писателя Хашера, который без вести пропал некоторое время назад, не сдав вовремя рукопись своего очередного произведения. Классика жанра учит нас, что ветшающие особняки – не лучшее место для одиноких визитов, а потому ничего хорошего нашего Дэнни не ждёт. Чего уж там – буквально в прологе он сам попадает в тёмный плен старинного здания.
И здесь начинается самое интересное – вслед за основным протагонистом на расследование отправляется ещё несколько героев. И все они могут закончить жизнь, так и не вызволив нашего бедолагу и оставив на месте гибели лишь сумку с найденными предметами. Если вы уморите всех доступных вам дам и господ, эпизод придётся начинать заново.
Введение целой толпы играбельных персонажей – решение одновременно оригинальное и творческое, но не лишено недостатков. Однозначным плюсом является то, что все герои здесь по-разному описывают окружение, реагируют на происшествия и даже отличаются ролевыми параметрами. Кто-то быстрее бегает, кто-то дольше может прятаться от присутствия Тёмной сущности, кто-то обладает более стойкой психикой или силой, дающей возможность быстрее захлопывать двери прямо перед монстрами. Плюс, как маленький бонус, персонажи используют разные предметы для освещения тёмных коридоров.
С другой стороны, к героям не успеваешь прикипеть, а склонность игры бесчестно расставлять смертельные ловушки превращает их в раздражающий расходный материал. Правда, посетовать на это не успеваешь – начавшись ужасно медленно, эпизоды быстро разгоняются, мелькая целым калейдоскопом интересных локаций, ярких сцен и поворотов истории.
Темнота – не друг
Правда, к самому игровому процессу эти счастливые эпитеты применить удаётся не всегда. От самого начала и до финала Song of Horror – это до мозга костей классический ужастик родом из 1990-х и тут уж в дело вступает крепкая вкусовщина. Авторы очень любят и классический Resident Evil, и первые три части Alone in the Dark, а потому отношение к местному архаичному дизайну может сложиться непредсказуемое.
Местная камера статична и меняет свой ракурс только по воле дизайнера, что нагнетает саспенс ровно с таким же успехом как и вызывает фрустрацию. Усугубляется негативный эффект неуклюжим управлением. Все герои обожают застревать в углах, менять направление движения при переключении вида и спотыкаться на ровном месте в самый ответственный момент. К концу первого эпизода к этому уже привыкаешь, но от постоянного ощущения преодоления ненужных проблем до конца избавиться не получается.
Основную часть времени игроку придётся впотьмах бродить по коридорам и комнатам (неважно, будь это антикварная лавка, древний монастырь или психбольница), собирать предметы в бездонный инвентарь и решать загадки. Сами головоломки удались с перемененным успехом – привычные поиски ключей или паролей перемежаются каким-то уж издевательским филиалом Silent Hill или известной присказкой про смерть Кощееву.
Мистический триллер в духе Алана По или Говарда Лавкрафта превращается в выживательный хоррор, когда на сцене появляется тёмная Сущность. Чаще всего мерзкая чёрная субстанция ведёт себя как Чужой из Alien: Isolation, угрюмо преследуя по пятам и заставляя героя прятаться или убегать, но в зависимости от эпизода может стать и мстительным духом, и загребущими ладошками как поля из Death Stranding. В идеале Сущности можно, не считая скриптованных моментов, и вовсе не попадаться на глаза – достаточно внимательно прислушиваться к шорохам, прижимаясь ухом к дверям. Иногда, если уж дело дошло до столкновения, сатанинскую жижу удаётся запереть в динамичном QTE.
В эти моменты Song of Horror особенно сильно выдаёт её неказистость и скромный бюджет. Благодаря неплохо детализированным декорациям, выверенным ракурсам камеры и полумраку игра чаще всего выглядит недурственно. Но стоит только посмотреть на поролоновых героев двигающихся походкой робота, послушать их фальшивые крики и охи в напряжённых сценах, как атмосфера оказывается подпорчена. Спасибо хоть на том, что версии для консолей работают стабильно и нисколько не выдают собой вчерашний ПК-порт.
***
Song of Horror – это явный поклон Alone in the Dark, Resident Evil 1 и другой классике игроужасов 1990-х, который можно рекомендовать исключительно давним хардкорным фанатам жанра. Их вряд ли можно испугать неуклюжим управлением, неспешным квестовым геймплеем и фиксированной камерой, а вот современные игроки рискуют потонуть в здешних архаизмах и условностях, попутно уснув от скуки.