За все то время, что мне довелось провести в играх различного качества и содержания, еще ни один проект не вызывал во мне столь противоречивых чувств, как SimCity. Под слоем багов и нестабильности лежит удивительно прекрасный симулятор создания города мечты. Это все равно, что есть мороженное в жаркий день, пока кто-то тычет вас заостренной палкой.
Даже если вы никогда раньше не знали о линейке градостроительных симуляторов от Maxis, то о промашке EA с маломощными серверами вы наверняка читали в новостях. Немного поразмыслив, я решил, что не буду заострять ни свое, ни ваше внимание на проблемах, возникших укупивших игру пользователей в первые дни после её выхода. История полна примеров подобных «стартов», причем среди них есть проекты, ставшие дико популярными в последующие годы после неудачного релиза. Взять тот же World of Warcraft, Diablo 3 или Spore. Главное, что сейчас работоспособность полностью восстановлена, а первые впечатления хоть и испорчены, не должны влиять на общее восприятие игры.
Сохранив большую часть игровой концепции серии, и внеся инновации туда, где это необходимо, SimCity ничуть не менее очарователен, чем его предшественники. Идеи все те же: вы - мэр города, который должен сперва его себе построить. Вначале мы получаем голую территорию, и постепенно начинаем отстраивать её по мере своих творческих способностей.
Самым значимым изменением в формуле SimCity стало то, что города больше не существуют сами по себе, а входят в состав регионов. Как только два города будут связаны железной дорогой, автомагистралью, сетью аэропортов или по морю, между ними будет налажено сообщение: таким образом можно оказывать помощь соседям. Не безвозмездно, конечно. Студенты смогут поступить в университет в другом городе, а покупатели будут стекаться из других городов в поисках предметов роскоши, которые они не могут купить в родных стенах. Но это все не так полезно, как пользование соседскими услугами здравоохранения, пожарными машинами и службами очистки сточных вод, вместо того, чтобы учреждать их у себя, тратя огромные средства бюджета.
Интересу регионам добавляет то, что города могут специализироваться на одной конкретной области, делясь своими уникальными способностями с другими, обеспечивая тем самым потребности всего региона. К примеру, один игрок построил ту же пожарную службу, и стал предоставлять её услуги остальным. Кто-то другой стал развить энергетику, снабжая партнеров электроэнергией. И так далее. Суть, я думаю, вы уловили. Чем больше городов взаимодействуют между собой, тем более эффективным становится весь регион. Это ключевой аспект игры, без которого нельзя обойтись.
В одном регионе могут располагаться от 2 до 16 городов. Один игрок может управлять хоть ими всеми, но гораздо увлекательнее разделить эту участь с друзьями, ну или хотя бы со случайными игроками. В последнем случае, правда, встает ряд проблем. Если кто-нибудь оставит свой город на милость судьбе, а брошенные территории богаты природными ресурсами, то последствия для всего региона могут быть крайне тяжелыми. Владелец может просто отказаться от своего кресла мэра, но если он это не сделает, регион рискует обзавестись городом-призраком.
И все же по сравнению с предыдущими частями механику немного упростили, и это положительно сказалось на восприятии игры. Заложить основы для нового города стало легче, чем когда-либо до этого. Игрок может выделять места под зоны трех видов: жилые, где симы будут спать; коммерческие, где они будут тратить зарплату; и промышленные, где они будут работать и зарабатывать. Плотность населения зависит от стоимости земли. Поэтому строя парки, больницы, школы, вы делаете людей счастливыми, а те, в свою очередь, начинают модернизировать свои дома. Одну из главных ролей отдали дорогам. Они, как скелет живого организма, составляют опору каждого города. Электричество, вода, отходы, транспорт и сточные воды бегут только вдоль дорог, а здания и магазины размещаются только вдоль улиц. Да и прокладывать их в SimCity очень удобно и просто, даже когда на пути встают неровности природного ландшафта. Нужно только заранее определиться с видом трассы: будет ли это оживленный проспект или сельская дорога с низкой пропускной способностью.
Если вы отошли от верного курса развития, то игра сама подтолкнет вас в правильном направлении. Периодически маленькие жители вашего города будут выбегать на улицу и привлекать внимание, чтобы сообщить о различных проблемах. Иногда они даже будут давать нам задания, причем довольно забавные в ряде случаев. Совсем страх потеряли. Ну да ладно, все-таки не всегда они жалуются на жизнь - бывают они и довольны. Приблизив любого человечка, можно понаблюдать за ним, узнать его мысли и всю остальную его подноготную.
***
SimCity представляет собой очень увлекательный и захватывающий симулятор управления городом. Он, определенно, имеет свои «острые углы» и нуждается в полировке, но как только вы начнете играть в него, часы полетят словно минуты. Если вы cможете смириться с мелкими недостатками и с системой «всегда онлайн», то SimCity найдет, что вам предложить.