The Creative Assembly – британская студия разработчиков видеоигр была образована Тимом Анселлом (Tim Ansell) в 1987-м году. Изначально студия трудилась над портированием игр для DOS с таких игровых платформ, как Amiga и ZX Spectrum. Затем компания перешла под опеку Electronic Arts, и долгое время, занималась разработкой спортивных симуляторов для EA Sports. В 1999-м году, собрав достаточно большой капитал для выпуска собственной игры, The Creative Assembly отделились от Electronic Arts и выпустили из-под своего пера достаточно противоречивый, по тем временам, Shogun: Total War.
В данный момент, студия работает под руководством японского мастодонта Sega, но от этого разработчики и их детища не теряют своего шарма. Напомним, что первый Сёгун стал одной из самых культовых RTS и был очень хорошо воспринят игровыми массами и компетентными критиками. И вот, после десятилетия исправного появления очередных игр серии Total War, каждая из которых привносила что-то новое в игровой процесс и в общий антураж проекта - настал момент вернуться к истокам. Shogun 2: Total War – то, чего ждали многие фанаты серии. Успешное возращение в мир старинной Японии, времён правления династии Чосон и власти Сёгунов.
Первое, что предстоит сделать игроку в начале своей кампании – выбрать один из нескольких домов, или т.н. кланов. Всего их десять. Каждый из них обладает своими плюсами, а так же индивидуальными особенностями. Например, положительной стороной дома Тёсакобэ является снижение стоимости найма и содержания пехотинцев, и вместе с этим клан получает повышенный доход от крестьянских хозяйств. Словно в противовес земледельческим и пехотным навыкам Тёсакобэ, дом Ходзё ориентируется на осаду замков. Умения Ходзё дают плюсы к снижению строительства и ремонта своей крепости, а так же уменьшается стоимость найма и содержания осадных отрядов, по сравнению с остальными кланами. То есть в итоге получается, что каждый клан не просто обладает своими, только ему присущими положительными чертами, а просто-напросто, каждый из десяти домов имеет свою специализацию. И вкупе с ней - включает в себя биографию, исторические справки и описания того или иного дома.
Только включив одиночную кампанию, ваш покорный слуга сначала растерялся из-за количества вылитого на него, словно из ведра, потока информации, но затем не смог устоять перед таинственным кланом Хаттори. На просторах Shogun 2: Total War они славятся непревзойдёнными качествами ниндзя. Да, вы не ослышались – в отличие от предшественника, здесь появились специальные отряды ниндзя, и это нововведение является одной из главных изюминок Shogun 2: Total War. Осуществляя различные виды диверсий во вражеских кругах, собирая нужную информацию и незаметно казня разнообразных неугодных нам политических деятелей – они вносят существенный вклад в геймплей игры.
И вот, на экране появилось окно загрузки. Всё обрисовано непонятными иероглифами, из колонок доносится умиротворяющий переливчатый и мелодичный японский мотив. Под полосой загрузки виднеется какая-нибудь древняя мудрость старенького японского дядьки. И не столь важно, чья она и кому предназначалась. Главное – это тот эффект, который оказывает даже простенькое, казалось бы, окошко загрузки. И в самом деле, графика и звучание последнего поколения делают своё дело. Сами девелоперы как-то писали, что Shogun 2: Total War – это всего лишь реализация того, что они хотели получить в оригинальном Сёгуне. Но, по понятным причинам, десять лет назад такое не представлялось возможным.
Атмосфера – ещё одна главная фича игры. Что очень радует, особенно, если вспомнить предыдущие Napoleon: Total War и Rome: Total War, где антураж страны в которой происходит действие проекта передавался только цитатами полководцев или просто учёных мужей, в окошке загрузки. Вспоминая ранние игры Creative Assembly можно им только поаплодировать, ибо сочетание красоты визуальной со стратегией пошаговой и стратегией реального времени, даёт даже больший эффект чем живописное окно загрузки, которое мы так усердно описывали чуть выше. И в самом деле, если говорить проще, то только включив режим RTS хочется смотреть не за тем, как расположены твои солдаты, напротив, появляется желание насладиться видом вот того куста элегантной сакуры. Наблюдать, как она роняет свои лепестки со скоростью примерно 5 сантиметров в секунду (не будем углубляться в творчество Макото Синкая), прислушаться, как журчит ручей под тем холмиком или, как звучит гроза на фоне горы Фудзияма под аккомпанемент переливчатой японской мелодии.
Что уж говорить, в данном случае, о прорисовке самих воинов армии будущего Сёгуна. Каждый из солдат представляет собой произведение искусство. Не скучные армейско-десантные береты, но узорчатые пластинчатые доспехи опоясывают их. Каждый отряд отличается от другого, и у каждого есть свои положительные и отрицательные черты.
Наблюдая за обнадёживающей тенденцией со стороны The Creative Assembly, считаем полной несуразицей - рассказывать о тактической части Shogun 2: Total War. О ней говорилось уже миллион раз в самых разнообразных рецензиях, она великолепна и этим всё сказано. Разве что разработчики добавили несколько с виду новых функций (но, по сути, то же самое, только в другой обёртке) и обвесили их блестящими финтифлюшками. Единственное по-настоящему свежее нововведение – это дерево развития. Теперь у своих генералов можно прокачивать различные умения типа воодушевления войск и других.
***
Главное достижение Creative Assembly состоит в том, что вот уже десяток лет они доказывают всему миру, что делая игры в одном жанре, делая ремейки старых проектов, всегда можно преподнести что-то новое, чего не было ранее, и от этого игра будет сиять только ещё ярче, чем прежде. Кроме того, что Shogun 2: Total War действительно красива и поддерживает новомодный DirectX 11, она ещё и отлично продумана в тактическом плане, что не удивительно, учитывая какой опыт имеют за плечами The Creative Assembly. Плюс к вышесказанному – проект работает даже на самом среднем, по сегодняшним меркам, железе. Советуем для ознакомления всем, кто любит средневековую Японию, оригинальный Shogun: Total War и просто любителям качественных стратегий.
Благодарим компанию 1С-СофтКлаб за предоставленную копию игры.