Сегодня о сериале Persona знает буквально любой порядочный геймер. Миллионные продажи и отличные оценки критиков у Persona 5 подарили творчеству студии Atlus настоящую популярность, которую она по праву заслужила.
Но далеко не все знают, что одна из самых почитаемых ныне jRPG «про школьников и демонов» родилась как ответвление невероятного старого, если не сказать древнего сериала Shin Megami Tensei. И пока преданные фанаты ждут с нетерпением SMT V для Nintendo Switch, её авторы решили вернуть из тёмной эры Shin Megami Tensei III. С каким результатом? А вот сейчас и узнаете.
Крики из преисподней
В случае с игрой, которой намедни исполнилось 18 лет, без экскурсионной справки не обойтись. Оригинальная Shin Megami Tensei III: Nocturne (она же известная в Европе под именем Shin Megami Tensei: Lucifer’s Call) вышла в Японии на PS2 в феврале 2003 года и получила огромный успех у себя на родине. Игра продавалась настолько хорошо, что тираж лимитированного режиссёрского переиздания пришлось допечатывать дважды. Западная публика первую локализованную часть сериала SMT тоже приняла достаточно тепло – критицизму разве что подвергалась её безмерная сложность.
И SMT III: Nocturne правда было за что хвалить. Для начала, за достаточно взрослую, мрачную и увлекательную историю. Наш герой, обыкновенный японский школьник попадает в эпицентр подлинного демонического апокалипсиса, происходящего в Токио. Чего скрывать – он и сам становится наполовину демоном, который набирает себе в команду других подобных тварей.
В отличие от сотен типичных jRPG, местная философия и ситуация выходит далеко за пределы банального тропа «Спаси мир от зла» - во-первых, потому что концепция зла является довольно трудным экзистенциальным вопросом, а во-вторых – здесь, собственно, уже почти и нечего спасать.
К несчастью, за высокими словами, пространными диалогами, этическими дебатами и оригинальными мотивами, скрывается очень мало живого сценария. Герои, прямо как в романе Томаса Манна «Волшебная гора» представляет собой полустатичные сборники идеологий, побочные истории не складываются в единое полотно, но самое главное – SMT 3: Nocturne явно страдает от неровной подачи. Задавая сумасшедший старт, игра начинает порой буксовать как неопытный водитель, дёргающий передачи автомобиля невпопад. Это не умаляет художественной ценности её повествования, но кому-то может подпортить от неё впечатление – за все добрые шесть десятков часов прохождения сценарий будет то нестись вперёд, то оставлять тебя наедине с предельно хардкорным геймплеем.
Подземелья и демоны
На словах Shin Megami Tensei 3: Nocturne HD Remaster звучит стандартно, если не сказать примитивно, но деле предлагает невероятные гибкие опции к стратегии и тактике. Это типичный японский dungeon crawler, в котором герой ползает по лабиринтам подземелий и сражается с врагами, качается и набирает себе новых помощников – но есть полно нюансов. Пошаговая тактика с применением умений и верным контролем уязвимостей и сильных сторон – вершинка айсберга, под толщей которого скрывается основная фишка сериала Shin Megami Tensei – вербовка и улучшение врагов.
В конце боя у игрока появляется возможность пообщаться с последним выжившим демоном и путём убеждения, подкупа и дипломатии привлечь его в свою команду. В теории это звучит очень круто, но пути этого процесса за минувшие годы заметно устарели и поиск правильного подхода к демонической верности сейчас уже скорее раздражает, чем радует.
С механикой сплава, она же Fuse, дела обстоят лучше. Взяв двух чудовищ, игрок может скомбинировать их в новое, которое унаследует черты своих родителей. В оригинале здесь крылся знатный элемент случайности, но в переиздании, к счастью, теперь можно выбирать конкретные свойства будущей зверушки.
Комбинируя навыки героя (а за них отвечает Магатама – сущность, коих в игре больше двух десятков), его подопытных демонов и грамотно понимая слабости и силу противников, мы получаем успешный рецепт благоденствия в Shin Megami Tensei 3: Nocturne. Что касается заработавшей дурную славу сложности, то она скорее кроется в неочевидности многих вещей, которые придётся познавать на собственной шкуре. Игра не сложна, а скорее неудобна, недружелюбна и скупа на разъяснения – во многом это звучит вовсе не как комплимент. Не хочется страдать – включайте придуманный для переиздания Merciful Mode, увеличивающий опыт, наносимый урон и получаемую валюту у игрока. Правда, тогда вы рискуете упустить то потрясающее ощущение поиска правильной стратегии, за которое многие и ценили оригинальную игру в своё время.
А что HD
Не считая пары небольших правок в геймплее и горсти удобных мелочей (включая упомянутый уровень сложности для вменяемых людей и возможность приостановить игру) ничего сверхъестественного в Shin Megami Tensei 3: Nocturne HD Remaster по сравнению с оригинальным релизом нет. И в этом кроется, пожалуй, главная проблема этого переиздания.
Да, Atlus подтянули большинство текстур и эффектов, обновили интерфейс, но игра всё ещё ощущается дремучим гостем из эпохи PS2 – корявые анимации, страшненькие модели и местный дизайн уровней с пары кадров выдаёт восемнадцатилетней возраст игры. Кат-сцены так и вовсе подаются в старом соотношении сторон и близком разрешении со всей горой графических артефактов эпохи неолита. Понятное дело, никто не заявлял, что нас ждёт ремейк, но хотя бы частоту кадров можно было бы сделать 60, а не 30!
Проблемы есть не только в картинке, но и в звуке. За озвученные диалоги хочется сказать спасибо, но зачем же было брать музыку из изуверски пожатой версии с PlayStation 2? В результате половина превосходных треков звучит прекрасно, но от качества многих из них хочется лезть на стены - а ведь Atlus выпускала звуковой CD с прекрасной аранжировкой и высоком качестве отдельно всего несколько лет назад.
И мы бы всё равно рекомендовали SMT III: Nocturne HD Remaster как редкую и уникальную jRPG, на фоне которой Persona 5 может показаться казуальной пальценажималкой. Но на пути встаёт финальный босс – непомерный ценник. Демократично и благородно, SEGA и ATLUS установили равный прайс на HD-переиздание в размере около 3500 рублей – и это не считая гостевого персонажа Данте из понятного какой вселенной и наборов карт для фарма и гринда. Сравнение дурное и не совсем корректное, но за те же деньги вы можете взять на ПК Mass Effect Legendary Edition, состоящем из трёх игр со всеми DLC и чуть ли не большим набором улучшений. А ещё вы можете поискать у друзей PS3 и купить оригинальную игру в PS Store за 574 рубля и получить примерно тот же опыт.
***
Лучший на сегодняшний день способ ознакомиться с классикой великой серии Shin Megami Tensei омрачён не самым лучшим качеством ремастеринга и конским ценником. Shin Megami Tensei 3: Nocturne HD Remaster - это по-прежнему уникальная, мрачная, своеобразная и крайне затягивающая японская ролевая игра, которую стоит посмотреть всем фанатам жанра, но брать её прямо сейчас стоит разве что на собственный страх и риск.