Обзор Shenmue I & II

Автор статьи: Данил «r9snick» Ряснянский

Дата публикации: 27.08.2018 17:45

Оценка игры: 7.9

+1

Поделитесь в социальных сетях:

712

Несмотря на то, что Dreamcast прожила всего пару-тройку лет, пока её окончательно не задавила PlayStation 2, за это время на ней успело выйти множество изумительных игр, которые принято вспоминать с теплом до сих пор. Sonic Adventure, Grandia 2, Jet Set Radio, Skies of Arcadia и, конечно же, дилогия Shenmue подарили игрокам множество бессонных ночей и удивительных незабываемых впечатлений.

К сожалению, магнус опус геймдизайнера Ю Судзуки стоил для SEGA слишком много – даже продажи в миллион копий не смогли окупить заоблачную по тем временам стоимость разработки. Закончилось всё тем, что после более скромной и не эксклюзивной для Dreamcast второй части, Shenmue III отправился в производственный ад, а Sega пришлось навсегда покинуть консольный рынок.

И пока триквел находится в разработке и готовится к выходу в 2019 году (но это не точно), у всех владельцев Xbox One, PlayStation 4 и PC есть шанс освежить воспоминания детства или прикоснуться к шедевру в первозданном виде.

Падение Sega на консольном рынке началось до Dreamcast - вот это сложная и дорогая штука сильно уступила Nintendo 64 и первой PlayStation

1999

Про первозданный вид сказано, увы, не ради красного словца – Shenmue 1 & 2 является не ремастером, а практически прямолинейным портом с консоли, которая старше доброй половины наших читателей. Аудиодорожки с диалогами не подверглись даже банальной очистке, что в сочетании с любительским английским дубляжом порой просто режет уши. Ролики не были перекодированы под широкоформатные стандарты, в результате на своём экране приходится наблюдать неприятные чёрные полосы.

Про классические проблемы старых консольных игр в виде тракторного управления, причудливой камеры и неудобной навигации и говорить не будем. То, что на рубеже 2000ых вызывало экстаз, сейчас, в 2018 году кажется дубовым, устаревшим, неудобным и некрасивым. Единственное, что отличает новые версии дилогии от оригиналов, не считая поддержки высоких разрешений – обновлённые кнопки интерфейса и перерисованные субтитры. Даже работают игры на тридцати, а не 60 кадрах в секунду, что вполне могли бы себе позволить современные консоли и уж тем более ПК.

Современного игрока Shenmue отпугнёт не только техническими приветами из 1999 года, но и чудовищно затянутым повествованием с архаичным геймдизайном. Главный герой игры, Рё Хазуки, идёт по стопам вора и убийцы родного отца, но его приключения не имеют ничего общего с голливудскими боевиками – его история гораздо более скромная, персональная, но при этом достаточно детализированная и, удивительно, чем-то напоминает Kingdom Come: Deliverance. Когда в обиходе не было понятия «игра в открытом мире», SEGA и Ю Судзуки причислили Shenmue к выдуманному ими же квази-жанру под названием «full reactive eyes entertainment» или FREE, который даже отдалённо не раскрывает ключевую особенность игры – систему полноценной симуляции жизни, где нашему молодому герою отведено далеко не первое место.

В первой части своё местоположение можно узнавать разве что по стендам с картой

Заходите в гости

Мир в Shenmue живёт сам по себе – люди ходят на работу, гуляют, отдыхают и ложатся спать по собственному распорядку, день сменяется ночью, а после дождя может пойти мокрый снег. Казалось бы, это должно обеспечивать невероятный уровень погружения, немыслимый по меркам игры двадцатилетней давности, но  на деле это раздражает чуть ли не чаще, чем радует. Улика может привести нас к персонажу, который выходит из своего убежища только по ночам или герою могут назначить встречу в магазине, который, наоборот, закрывается вечером. Поскольку перемотки времени и персональной карты в первой части у героя нет (к счастью, в Shenmue II обе этих проблемы практически решены), тебе необходимо часами наматывать круги вокруг десятки горожан и где-то бесцельно проводить время.

Занятий у Рё относительно немного – можно, например, потратить время за игрой в аркадные автоматы, состоящей из классики Sega вроде Hang On и Space Harrier. Испытать удачу в слот-машинах, покидать дартс или провести спарринг в додзё. Правда, практически за всё в мире Shenmue приходиться платить – и это ещё одна механика, которая, увы, превращает во многом потрясающую игру в ненужную работу. Если вы играли когда-нибудь в первые две части «Мафии», то наверно помните насколько скучными и унылыми были миссии, где героям необходимо было таскать ящики или торговать с грузовика сигаретами. Так вот, в обеих частях Shenmue придётся периодически отвлекаться от основной сюжетной ветки ради денег – и это не сказать, чтобы было очень увлекательно.

Машет руками и ногами Рё весьма неплохо, а его прогресс можно вместе с деньгами перенести в сиквел

Помимо подработок, развлечений, исследования местности и общения с окружающими, нередко в Shenmue приходится расчехлять и кулаки. Бои чаще всего проходят в реальном времени и напоминают Virtua Fighter, где Рё, изучавший джиу-джиутсу (она же дзюдзюцу) из сочетаний ударов руками, ногами, уворота и броска может проводить опасные комбинации, число которых растёт вместе с прогрессом игры.

Но иногда во время боёв или в какие-то другие экшен-моменты Shenmue демонстрирует QTE. Судзуки-сан не был изобретателем этой механики, но именно он дал ей название и, по сути, задал тренд для большинства экшен-игры на последовавшие два десятилетия. И это удивительно говорить, но Quick Time Events в дилогии Shenmue реализованы великолепно, практически всегда уместно и иногда, с поправкой на возраст, невероятно зрелищно.

Много работы и никакого веселья

У многих после вышесказанного может сложиться ощущение, что Shenmue 1 & 2 безнадёжно устарели и знакомство с ними не стоит потраченного времени и денег. Но самый парадокс этих игр заключается в том, что за минувшие два десятилетия с момента их появления никто так и не решился придумать что-то подобное по масштабу и степени интерактивности. По отдельности все фишки Shenmue давно ушли в тираж и прижились в качестве жанровых стандартов, но все вместе их совместить пытаются немногие. Например, всё та же SEGA со своим сериалом Yakuza, который считается духовным наследником Shenmue.

Но чем больше ты смотришь даже на самых лучших представителей Yakuza, тем больше понимаешь то, что идейно за минувшие годы игры практически не продвинулись вперёд. Возможно, они стали намного красивее, удобнее и прекрасно справляются с развлекательной задачей, но проектов подобных Shenmue не сыскать днём с огнём. И хотя бы за это оригинальную дилогию стоит попробовать полюбить.

В обеих частях полно милых маленьких историй - вот здесь надо помочь мужичку повесить вывеску ровно

***

Лучший и чуть ли не единственный шанс присоединиться к легионам ожидающих релиза Shenmue 3 – несмотря на техническое несовершенство, медленный ритм и наплевательское отношение ко времени играющего, Shenmue 1 & 2 стоят того, чтобы дать им шанс, пока они совсем не истлели и не обратились в неиграбельный прах.

Скриншоты из игры
Скриншот из игры Shenmue I & II
Скриншот 9 из игры Shenmue I & II
11.09.2018
Скриншот из игры Shenmue I & II
Скриншот 8 из игры Shenmue I & II
11.09.2018
Скриншот из игры Shenmue I & II
Скриншот 7 из игры Shenmue I & II
11.09.2018