Вселенную Shadowrun, по праву, можно назвать самой необычной среди остальных киберпанк миров. Её особенность заключается в том, что в мире Shadowrun традиционный киберпанк с аугментациями и другими улучшениями человека, смешан с элементами фэнтези. Например, среди персонажей и населения могут встретиться быки-киборги, гномы и даже маги. Если кто не знает: Shadowrun: Returns имеет прямое отношение к оригинальной Shadowrun 1993 года, вышедшей на SNES и Sega Genesis. Весь необычный антураж сохранен в Shadowrun: Returns. Полюбоваться на мир SR удастся не сразу. В начале игры нужно создать персонажа, подобрав ему внешность, выбрать расу и класс. У каждой расы есть свои преимущества. Например, у орков развиты физические данные, они будут сильны в бою, но в дипломатии орки лишены преимущества. Эльфы же наоборот более сговорчивы и могут решить, в определенных ситуациях, проблему без вмешательства грубой силы. Далее идет выбор класса, который определит, в каком направлении будет лучше всего развит ваш персонаж: хорошо обращаться с огнестрельным оружием, либо быть отличным магом - все это решает класс. Последующее развитие навыков осуществляется с помощью очков Кармы (местный аналог опыта). В дальнейшем вы сможете решить в какую сторону развивать персонажа, а также вживить в него имплантаты, повышающие определенные характеристики героя. Ролевая система SR достаточно гибкая и позволит восполнить изначально слабые параметры главного героя.
После генерации персонажа начинается сама игра. Сюжетно SR походит на детективную историю: главному герою нужно выяснить детали убийства своего друга Сэма. В городе завелся опасный преступник, именуемый Ripper-ом, который не только убивает свою жертву, но и вырезает у нее определенный орган. При исследовании тела вашего друга обнаружили отсутствие печени. Детективная манера повествования влечет за собой ряд интересных и необычных квестов. Например, в одном эпизоде для того, чтобы влезть в чужой компьютер и узнать нужные вам подробности, от вас потребуется ответить на три личных вопроса. Чтобы найти ответы, нужно исследовать комнату вдоль и поперек, начиная от записок в дневниках и заканчивая плакатами на стенах. А копаясь в чужих дневниках, можно прочитать множество интересных историй. Вот таких заданий с поисками и расследованиями припасено большое количество. Они придают игре шарма классических RGP, когда миссии имели квестовую структуру, где от игрока требуется проявить смекалку и внимательность. Но не только расследованиями игра богата, основную часть времени в игре занимают схватки с врагами.
Бои в SR пошаговые, и выполнены в духе недавнего XCOM:Enemy Unknown. Они сложны и не лишены глубокой тактики, поэтому каждый бой непредсказуем. Важно правильно выбирать позицию и грамотно пользоваться вашими способностями в бою. Например, играя за шамана, можно вызывать духов, которые помогут сражаться с врагами и отвлекут их внимание на себя. Некоторых стычек можно и вовсе избежать, если у персонажа развит скилл убеждения. Собственно, разговоров в SR, чуть ли не больше всего остального. Диалоги в игре не озвучены (не удивительно, так как проект финансировался через Kickstarter), и надо приготовиться читать огромное количество текста. Все бы хорошо, но их качество оставляет желать лучшего: в большинстве своем все диалоги лишены интересности, а персонажи разговаривают сугубо на деловые темы. Иногда можно не читать диалог, а просто кликать на нужный вам ответ, от которого по большому счету ничего не зависит. Спасают только комментарии вашего героя: начав диалог с персонажем, главный герой опишет ситуацию вплоть до взгляда собеседника.
Ограниченный бюджет отразился не только на отсутствии озвучения, но и на мир игры - он получился камерным и маленьким. Авторы постарались восполнить масштаб большим количеством деталей на локациях: ветер разгоняет газеты с земли, вот полицейские расследуют труп, затянув место преступления желтыми лентами. За счет детализации, игра смотрится живо - несмотря на изометрический вид и двухмерную графику.
***
Возвращение Shadowrun получилось неоднозначным. С одной стороны, глубокая боевая система, интересная детективная история, пропитанная нуаром и интригами больших корпораций в необычном фэнтезийном киберпанке с интересными квестами в духе RPG старой школы, а с другой, невзрачные диалоги и маленький мир, в котором нечего делать, кроме основной сюжетной линии. Досаждают и дизайнерские просчеты: по ходу игры нельзя сохраняться, за вас это делают автосейвы. Поэтому проиграв бой, вы должны начинать с последнего чекпоинта, который зачастую далеко от того места, где вы проиграли. Shadowrun: Returns создан сугубо для поклонников оригинала и любителей вселенной Shadowrun, только они смогут смириться с недостатками новой игры и получать от нее удовольствие. Для всех остальных, кто любит киберпанк, в мире существует Deus Ex: Human Revolution.