Обзор Shadow of the Tomb Raider

Автор статьи: Данил «r9snick» Ряснянский

Дата публикации: 16.09.2018 13:04

Оценка игры: 6.9

+3

Поделитесь в социальных сетях:

1 188

Перед студией Eidos Montreal, которым вместо Crystal Dynamics поручили создание третьей главы перезапущенного Tomb Raider, стояли понятные, а самое главное вполне достижимые задачи.

Для того чтобы достойно завершить трилогию, нужно было написать сценарий лучше, чем у Рианны Пратчетт, придумать парочку приятных новых трюков для Лары, но главное – не потерять тот отличный приключенческий темп и ритм, что задала предыдущая часть, Rise of the Tomb Raider.

Ни с одной из этих задач авторы Deus Ex: Mankind Divided и перезапуска Thief полностью справиться не смогли – Shadow of the Tomb Raider получилась самой слабой частью ребута TR.

Угадайте с двух раз, что делает маленькая Лара во флешбеках?

Верните Рианну

Основная критика игроков в отношении двух предыдущих частей Tomb Raider чаще всего касалась сценария за авторством Рианны Пратчетт, который не ругал разве что ленивый. Паровым катком критики проходились по персонажам, диалогам, фантастическим элементам и особенно акцентировали внимание на лудонарративном конфликте, где игровой процесс и сценарий совершенно не вязались друг с другом, порождая какое-то совершенно абсурдное действо. Многие с облегчением узнали, что дочь великого писателя покидает франшизу, но мало кто мог представить, что у новой сценаристки Джилл Мюррей (известной разве что по Assassin’s Creed 3: Liberation) получится ещё хуже.

История Shadow of the Tomb Raider, отправляющая Лару из Мексики в Перу, больше фокусируется на древних пророчествах и могущественных артефактах, чем на главной героине и её личности. Запустив своим неосторожным поступком конец света, мисс Крофт должна пойти по стопам могущественной «Троицы» и захватить серебряную шкатулку и кинжал, который остановят апокалипсис. Все старые проблемы сериала – плохие диалоги, невнятные карикатурные злодеи, предсказуемая структура никуда не делись. На месте и любимый лудонарративный диссонанс – в закрытой ото всех индейской деревушке на окраине цивилизации добрая старушка-торговка с радостью продаст Ларе не только новый колчан, но и современный автомат со всеми обвесами и улучшениями. Да и вроде как начавшийся конец света терпеливо ждёт и не проявляет себя до тех пор, пока ему это не разрешает сценарий, никак не отвлекая от прохождения каких-нибудь побочных склепов.

Слева - фанат предыдущих двух игр, справа - гость из 1996го, которому наконец дали порасхищать гробницы

Подано это всё настолько же вульгарно, как выглядит на бумаге. Обмазавшись грязью, как Рэмбо, Лара упорно вырезает всех противников на своём пути, не считаясь с возможными потерями и лишениями. Редкие потуги авторов в драму или психологию вызывают лишь ухмылку – ты больше не сочувствуешь Ларе, которая училась выживать и противостоять, её становление закончилось ещё в прошлой части. Теперь это та самая «Расхитительница гробниц», о которой заявлено в заголовке, но вы не захотите её видеть такой, какой она получилась.

Мой 1996-ой

Кто-то рассказал Eidos Montreal о том, что в предыдущих двух частях Tomb Raider было слишком много экшена с применением огнестрельного оружия и слишком мало загадок и исследований, а серия, дескать, всегда была про паззлы и пещеры, а не перестрелки. Немного подумав, разработчики взяли и… перекроили старую формулу игры, которая прекрасно работала в двух предыдущих частях сериала.

За всю игру я пострелял из этого автомата примерно раз пять

Shadow of the Tomb Raider – больше не приключенческий экшен, который в грамотных пропорциях миксует паркур, решение паззлов и перестрелки со стелсом, а трёхмерный паззл-платформер. Акробатические этюды с применением крюка-кошки, ледоруба и прыжков перемежаются головоломками в духе: «Расшифруй знаки и подбери комбинацию», «Пусти струйку нефти по лабиринту» или «Нажми на рычаг, стрельни верёвкой с лука, залезь и закрепи». Загадки получились неплохими, в меру сложными и увлекательными, но ни одна из них не поражает тебя ни с точки зрения своей интеллектуальной организации, ни визуально. Чего уж там говорить – даже первая  гробница из Rise of the Tomb Raider, византийская боевая галера, замёрзшая во льдах, впечатляла гораздо сильнее.

Но проблема даже не в этом, а в том, что кроме них в SotTR ничего больше и нет. Обязательных перестрелок на всю игру можно сосчитать по пальцам одной руки, опциональных боевых столкновений – с десяток, а стелс всё такой же примитивный и топорный, несмотря на все нововведения. Да, Лара может минировать тела противников, изготавливать ядовитые стрелы и, обмазываясь грязью, теряться из виду на фоне обшарпанных стен – что с того, если можно просто перестрелять всех врагов из лука за три минуты и проползти дальше?

Почти все умения - бесполезные

Шкура леопарда

Тем нелепее видеть то, что из трёх размашистых веток умений Лары две почти полностью состоят из боевых умений. Оставшиеся связаны с поиском ресурсов, которые тратить, опять же, попросту некуда – тебе не понадобятся шкурки, ягодки и прочие запчасти, если ты не будешь здесь воевать.

Нет никакой нужды ни в улучшении костюмов, ни в многочисленных апгрейдах оружия, ни в выполнении побочных заданий, которые вознаграждают бесполезными предметами или не очень нужными умениями. А если нет мотивации – тут тебе никакие водопады с пещерами не помогут победить скуку.

Тем более какой-то феноменальной красоты в Shadow of the Tomb Raider нет. Да, с технической точки зрения к работе Eidos Montreal не прикопаться – игра одной из первых поддерживает модную технологию трассировки лучей от Nvidia, да и на консолях выглядит привлекательно, но это исключительно заслуга программистов, а не художников. Для игры, в которой есть фото-режим, Shadow of the Tomb Raider даёт слишком мало поводов им воспользоваться. Но даже в те минуты, когда картинка будет радовать глаз, меткий взор найдёт к чему докопаться – например, к повторному использованию огромного числа анимаций, которые не меняли с 2013 года. Халтура.

SotTR умеет иногда выглядеть красиво, но чаще запирает в скучных серых перуанских подземельях индейцев

***

Тех, кто ожидал от Shadow of the Tomb Raider ярких и динамичных сцен, атмосферу таинственного приключения и достойного завершения трилогии ждёт  разочарование, прямо пропорциональное ожиданиям. Любителям расхищать склепы и решать головоломки, вероятно, игра  понравиться, но все остальные будут ловить  себя на мысли: «А на кой чёрт я вообще в это играю?» сидя перед экраном с кирпичным лицом.

Скриншоты из игры
Скриншот из игры Shadow of the Tomb Raider
Скриншот 40 из игры Shadow of the Tomb Raider
21.09.2018
Скриншот из игры Shadow of the Tomb Raider
Скриншот 39 из игры Shadow of the Tomb Raider
21.09.2018
Скриншот из игры Shadow of the Tomb Raider
Скриншот 38 из игры Shadow of the Tomb Raider
21.09.2018