Очередного пришествия Сэма «Серьёзного» Стоуна игрокам пришлось ждать целых девять лет – и за эти годы многие порядком соскучились по колким шуткам и незамысловатому отстрелу миллионов инопланетных чудовищ. Пускай далеко не всё у Serious Sam 3: BFE получалось хорошо, надежд и мечтаний по поводу Serious Sam 4 было много.
Но за минувшие годы у нас случилась дилогия Wolfenstein, DOOM и десяток игр калибром поменьше вроде Ion Fury, которые показали, как должен выглядеть и играться в 21 веке «мясной» прямолинейный шутер.
Выдерживает ли конкуренцию со своими ближайшими братьями Serious Sam 4 и стоит ли обратить на него своё внимание? Вопрос, однако, весьма трудный и деликатный.
Ментал и армия
Признаться честно: Serious Sam никогда не был игрой первой лиги, всегда оставаясь в тени своих легендарных коллег. Serious Sam: First Encounter и Second Encounter (безапелляционно лучшие части сериала) вышли в очень удачное время, когда шутеры пошли в сторону усложнения и глубины. Тогда прямолинейное и динамичное крошилово зашло всем на ура, породив два продолжения.
Serious Sam 2 вышел забористой клоунадой и многим не понравился, несмотря на некоторые занятные элементы, а вот Serious Sam 3: BFE, собранный из ошмётков неудавшегося проекта по DOOM, вроде бы многое делал правильно, но обладал целой горой идиотских недостатков, а самое главное – слишком медленно разгонялся, предлагая «того самого» Сэма разве что со второй половины игры.
Serious Sam 4 как будто бы учитывает многие ошибки предыдущей игры. От вязкого унылого вступления не осталось и следа – почти сразу в руки игроку выдают солидный арсенал, который довольно скоро расползается до целой горы развязных пушек, начиная от обожаемой двустволки и заканчивая лазерным пулемётом. Туда же, в прошлое, ушли унылые тёмные уровни-лабиринты, бесконечная перезарядка, странноватый дизайн полюбившихся врагов и серо-коричневая цветовая гамма.
Большую часть времени новая игра хорватской студии действительно напоминает две обожаемые первые части. Сэм отпускает искромётные остроты, косит легионы набегающих на него врагов, ловко прыгает промеж возрождающихся и прущих отовсюду инопланетян, собирает разбросанные патроны, чтобы через минуту вновь вступить в бой с очередной пачкой агрессивных чужаков.
Неплохо поставлены и некоторые ситуации – авторы ловко тасуют заметно возросший состав противников, заставляя судорожно переключать оружие, истеричным сайгаком прыгать по арене и молить о том, чтобы эти сволочи перестали возрождаться. Адреналин льётся через край, а уж когда Сэму разрешают поуправлять здоровенными мехами или просто встать у моста с зажатой гашеткой – удовольствие получаешь неимоверное. Даже распухший кат-сценами и диалогами сюжет с толпой второстепенных героев пришедших из клишированных боевиков, вписывается сюда заметно бодрее, чем в DOOM Eternal. То есть вроде бы всё хорошо, надо обязательно брать? Ну, не совсем.
Я иногда душная
Потому что раздражающих моментов у Serious Sam 4 наберётся тоже порядочно. Главная её проблема – невыдержанный темп и баланс. После перестрелок порой приходиться добрых несколько минут топать до следующей арены, а если ещё и появляется дополнительное задание, то и вовсе делать заметный крюк. Награды за эти квесты, кстати, очень неоднородные – могут дать как полезный расходный предмет вроде походной аптечки, так и очень важный апгрейд для оружия.
Но это ещё полбеды. Вторая большая сюжетная зона, расположенная во Франции, представляет собой огромные километры клятых лесов, между которыми нужно перемещаться на транспорте. Скучном, кривом и застревающем в деревьях. Ребята, я хочу стрелять во врагов, если мне нужны будут уровни на технике в огромных локациях, то зайду в ArmA или Halo!
Рвёт ритм и безумно пляшущая сложность. Даже на среднем уровне «Человек», Serious Sam 4 даёт солёного леща тем, кто справился с последним DOOM на Ultra-Violence. Правда, если научиться загонять врагов в узкие проходы и использовать их дружественный огонь, многие места станут ощутимо легче. Подобных нелепостей здесь, к слову не счесть – бесполезная прокачка, тупоумные напарники, сбоящие скрипты навевают грустные воспоминания о далёком прошлом.
В этом, кстати, заключается последняя, тоже весьма неприятная особенность SS4. Он сделан как-то неряшливо, непродуманно и несовременно. Дизайн уровней, анимации, интерфейс и многие элементы как будто бы пришли из начала 2000-х. Всё не очень здорово и с оптимизацией. На системе, которая спокойно жевала упомянутый уже DOOM Eternal на очень высоких настройках, она подло проседает в самых разных местах, а до уровня исполнения игры id software творению хорватов ещё очень далеко.
***
Поклонникам Serious Sam образца начала 2000-х новая часть приключений Сэма, скорее всего, должна понравиться. Здесь всё ещё много обалденных шуточек, толпы врагов, гора оружия, боссов, мяса и забористой музыки прямо как раньше, в пику всем трендам. Но большинство современных игроков до финала Serious Sam 4 доберётся едва ли. Слишком здесь много откровенной нелепицы, глуповатых геймдизайнерских решений, пустых и занудных уровней и перекосов баланса. Может быть в следующей части хорваты доведут новую формулу сериала до нужной кондиции?