Игровая индустрия за последние десять лет пережила тотальную трансформацию: изменения потерпели все тенденции и принципы. Ушли на покой весёлые аркады и динамичные «мясные» шутеры. Жанру FPS теперь не чужд сложный многогранный сюжет, тонны спецэффектов, эпичные ракурсы. Обязательным условием стали рушащиеся каждую минуту небоскрёбы, падающие вертолёты и пафосные наставления персонажа-героя. Но на каждом корабле находятся бунтари и инакомыслящие. Такими отщепенцами от общей идеи и стали хорваты Croteam, решившие немного ослабить напряжение в жанре, случившееся после выхода Battlefield 3 и Modern Warfare 3.
Снова в седле
Целых семь лет Серьёзный (или Крутой, как перевели название игры в русской локализации) Сэм оставался не у дел. В 2010-том Croteam, правда, выпустили HD-переиздания первых двух «пришествий», чтобы подготовить текущее поколение игроков к третьей части и вот, в конце прошлого года, анонсированная ещё в далёком 2007-ом Serious Sam 3: BFE вышла в свет. Аббревиатура BFE расшифровывается как Before First Encounter ведь игра является приквелом к самой первой игре о Сэме. Сюжет до ужаса прост: на Землю напали инопланетяне и напали очень основательно. Миллиарды разношёрстных тварей за несколько дней превратили планету в пылающий ад, и только одному человеку под силу справится с ними – Сэму Стоуну. Как вы могли догадаться, действие игры развивается в современности; наша цель - добраться до Ключа Вечности и использовать его (это случится буквально за секунду до столкновения гигантского астероида с Землёй). Что было дальше – вы помните. Начиная с The First Encounter Cэм усердно надирает инопланетные зады в древнем Египте. На первых уровнях начинает казаться, что Сэм уже не тот, и что разработчики упростили геймплей, чтобы угодить более ленивым и испорченным современным геймерам, но не питайте ложных иллюзий: это просто туториал для тех, кто с Сэмом знакомится впервые. Блуждая по лабиринтам Каира вы первых полчаса-час будете мерно уничтожать по три-четыре противника в минуту, не особо напрягаясь, но потом игра наберёт обороты и вы поймёте, что за прошедшие годы не изменилось абсолютно ничего. Вам снова придется, как очумелому бегать зигзагами и по пятнадцать минут отбиваться от невероятно огромных волн противников, которых Creoteam щедро «подсыпает» на поле брани в разных комбинациях.
«Чувак, да ты же урод!» © Сэм
Бестиарий изменения потерпел совсем незначительные. Всего видов инопланетян выходит аж двадцать один, но мы расскажем только о новых, ведь о безголовых ракетчиках, камикадзе и скелетах с Клира слышали даже те, кто ни разу игры о Сэме не запускал. Среди новичков в строю: Антаресский паук (два вида - детёныш и молодая особь); кибернетически модифицированные клоны солдата-человека, которых можно встретить с автоматом или дробовиком; миниатюрный вариант Арханоида; Технополип-вертолет; Ведьма Ахримана; не единожды светившийся в промо-роликах Утиль-ракетчик; Хнум; Пещерный демон из созвездия Возничего; Песчанный кит из созвездия Пегаса; Угх - Зан 4 и немого необычное решение - автоматическая турель AT-7 с мини-пушкой XM214-A. О последней стоит поговорить отдельно. Эти турели уничтожают все движущиеся объекты, находящиеся в зоне их поражения, так что приходиться предварительно обходными путями добраться до кнопки выключения пушки, прежде чем продолжать движение в нужном направлении.
Больше о противниках и методике их уничтожения вы можете прочитать также в отдельной статье.
«Мой диагноз – подивился свинцом.» © Сэм
Вооружение Сэма тоже мало поменялось и это – хорошая новость. Разве что нож превратился в огромную кувалду, ну и возможность палить из двух пистолетов отобрали. Выдают нам стволы Creoteam всё так же постепенно, но если не проявить энтузиазм в поиске секретов на уровне то к концу игры не получите как минимум трети доступных стволов. Это не страшно, выжить даже на финальных уровнях можно вполне без той же снайперской винтовки, которую реально найти только в двух-трёх хорошенько замаскированных тайниках. Боевая система в Serious Sam 3: BFE пополнилась возможностью совершать экзекуции над врагами собственными руками. Например, Сэм красиво вырывает у самки Гнаара её единственный глаз или ботинком, словно Айзек Кларк, давит прущих отовсюду пауков. Особо действенными эти атаки не назовёшь, ведь анимация-фаталити длится несколько секунд, и пока вы занимаетесь откручиванием головы скелету из Клира, вас сто раз успеют убить набегающие со всех сторон враги. Плюс, то ли из-за недосмотра разработчиков, то ли следуя непонятному чувству юмора, ручные добивания можно осуществлять за добрых метров пять от врага, что выглядит ох как нереалистично и даже издевательски.
Поднимите мне веки
Самая противоречивая часть Serious Sam 3: BFE – графика. Внешне игра выглядит не намного лучше HD-римейков первых двух пришествий, а убогие спецэффекты и анимация моделей будто не дорабатывались совсем. Ответственным за этот позор является мотор Serious Engine 3.5. На сайте движка расписано, что он сделан с упором на раскрытие всех возможностей консолей текущего поколения и PC, что HDR и сложный просчёт освещения должны сделать картинку потрясающей, но ничего такого нет и близко. Зато ресурсов игра кушает непомерно много. Единственное, что действительно заслуживает похвалы – это физическая модель. Правда похвалы, только в сравнении с предыдущими играми серии, ведь тягаться с конкурирующими проектами она всё равно не может. Большинство предметов окружения – разрушаемые. И имеются в виду не только вазоны с цветами, а огромные древние колонны и даже небольшие сараи. Красиво от взрывов шатаются пальмы. Ролики на движке выглядят опять же очень убого; хорошо, что их не так уж и много. Кстати, все персонажи в Serious Sam 3: BFE носят очки. Либо это какая-то тонкая и оригинальная насмешка, либо разработчики не могут качественно сделать у моделей глаза. Мы склоняемся ко второму варианту. Вспомнив о роликах, хочется отметить, что почти в каждый из них заканчивается крушением вертолёта. Неужели снова насмешка над конкурентами? Музыка представляет собой ту же горючую смесь, что и раньше. Она динамичная (в том смысле, что мотивы меняются в зависимости от сложившейся ситуации) и задорная. Для записи треков Creoteam даже заставили собраться вместе распавшуюся хорватскую рок-группу Undercode, которая создала музыку для предыдущих частей сериала. Озвучка от Snowball Studios очень неплоха. Голосом Сэма, правда, стал на этот раз Максим Пинскер (он озвучивал пулеметчика в русской версии Team Fortress 2) вместо так хорошо вписывавшегося в образ Никиты Джигурды. Очень неплохо локализаторы адаптировали под современные реалии шутки и реплики Сэма. Повеселил момент, когда Сэм, разделавшись с огромным космическим кораблём, заявил вслух следующее: «Я твой дом труба шатал, @$#%^#!».
N.B.
Для любителей играть онлайн есть возможность сразиться в кооперативе из четырёх человек в сплит скрин-режиме (наверное, это выглядит очень странно) или побегать в deathmatch’е на шестнадцать игроков. Но это всё непонятно зачем и кому нужно, ведь, во-первых сервера пустуют, и найти побратима бывает очень трудно и во-вторых, с такой корявой анимацией наблюдать модели своих товарищей вам надоест очень быстро.
***
Выходит, что Serious Sam 3: BFE принесёт удовольствие только игрокам старой школы, потому как кроме повышенного адреналина в крови от игры вы ничего нового не получите. Не первой свежести графика, анимация и звуки скопированы, кажется, ещё с самого первого «Сэма», кривые внутриигровые ролики, надоедающая к концу однообразность геймплея, множество мелких технических недоработок и так далее, список можно продолжать ещё долго. Но, не смотря на это, задача оторваться от экрана бывает практически невыполнимой, ведь это тот самый старый-добрый Сэм, которого мы так любим!
За предоставленную копию игры спасибо добрым людям из компании 1C-Софтклаб.