Можно с большой долей уверенности сказать, что половина "фанатов" серии Grand Theft Auto ни разу не доходили до финальных титров и забрасывали прохождение сюжета примерно процентах на двадцати. Такая доля игроков предпочитает устраивать в виртуальных городах, которые с такой любовью и вниманием выстраивают Rockstar, настоящий ад! Читы на бессмертие, "бесконечная" броня, неуязвимые транспортные средства и многое-многое другое позволяло отключится от будничных проблем и почувствовать себя этаким негативным супергероем, который без содрогания сердца в одиночку ликвидирует половину действующей армии страны за двадцать минут и бездушно рубит стариков и детей бензопилой. Но знающие игроки-то в курсе, что компания Volition Inc. (авторы усопшей серии Red Faction) уже давно создали такое себе Grand Theft Auto для безумцев и уже в третий раз позволяют нам вовсю поиздеваться над моральными устоями современности.
Let the madness...
Вышедшую в 2006-ом году первую часть Saints Row заметил мало кто, так как она была эксклюзивом для консоли X-box 360, которая только-только набирала обороты и ждала своего звёздного часа в лице выхода Halo 3. Затем октябрь 2008-го года ознаменовался выходом сиквела, который увидел свет уже на всех трёх главных игровых платформах текущего поколения. Кстати мало кто знает, что PC-версию Saints Row 2 помогали разрабатывать (точнее портировать) ребята из CD Projekt. Ну и наконец, спустя ровно три года спустя в руки преданных фанатов серии (подозреваю, что это отъявленные извращенцы) а также всех почитателей сэндбоксов попадает Saints Row: The Third.
...begin
В третьей части сериала банда "Святых" представляет собой уже не сброд мелких воров и преступников, а некое элитное VIP-братство, слава о котором разнеслась на десятки миль вокруг. Под брендом "The Saints" выпускают энергетические напитки, одежду и тому подобное. Если во время, например, публичного избиения копа гигантским фиолетовым фалоимитатором к вам подойдёт прыщавый ученик младших классов и попросит автограф, то не думайте о данной ситуации как обэкстраординарной. Распишитесь на клочке бумаги и продолжайте избивать служителя правопорядка, у него ещё остались целые зубы. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается и в один прекрасный момент "Святых" вытесняют из Стилуотера (место действия прошлых двух частей) в городок Стилпорт, напоминающий современный Нью-Йорк. На такую наглость осмелилась крупная криминальная организация под названием "Синдикат". В свою очередь "Синдикат" делится на три группировки поменьше: "Дэкеры" (The Deckers), которыми руководит малолетка-психопат Мэтт Миллер; "Лучадоры" (Luchadores) под правительством гигантского рестлера Киллбэйна; "Утренняя звезда" (Morning Star) - наиболее элитное подразделение "Синликата", на страже которого стоит то ли бельгиец, то ли француз Филипп Лорен. У этого самого Филиппа есть две сексуальные помощницы Виола ДеВинтер и Кики ДеВинтер. Обе они выполняют роль девочек на побегушках у Лорена и автор этих строк не мог не отметить, что Виолу в игре озвучила бывшая порноактриса Саша Грей. Чтобы добиться максимального респекта и отвоевать город у "Синдиката" "Святым" придётся покончить со всеми тремя "щупальцами" корпорации зла, а также надрать пятую точку главнокомандующему военного подразделения STAG (Special Tactical Anti-Gang) Сайрусу Тэмплу. Всего на всего.
Зубастая поездка
Ну а теперь пришло время дать вам представление геймплее, ведь тех, кто в глаза никогда не видел Saints Row, мучает один вопрос - чем же игра отличается от Grand Theft Auto, Mafia или любой другой песочницы, ведь в таких играх при наличии изобретательности можно тоже творить безумные вещи. У вас просто неправильное представление о безумии, ребятки. Давайте проведём чёткую аналогию с "Автоугонщиком". Рядовая миссия из Vice City: в лимузин рок-группы "Кулак Любви" заложена бомба, которая детонирует, если снизить скорость ниже позволенной. Врезались, неудачно повернули - БАХ! В Saints Row: The Third есть похожее задание... В цветастой тачке с открытым верхом едете за рулём вы, а на пассажирском сидении справа от вас сидит тигр. Да, обычный такой тигр, каких вы множество раз дразнили в зоопарке. Только тигр не просто сидит, а бросается на вас каждый раз, как вы снизите скорость передвижения своего автомобиля, опять же, ниже заданной. И весь этот каламбур происходит под тринадцатую серенаду Моцарта. Думается, уровни воспаленнности мозга ребят из Rockstar и их коллег из Иллинойса вы прочувствовали. Самая первая миссия тут же задаёт игре нужный темп. Вы, с коллегами по банде, грабите банк. При этом, конечно, вы, как профессиональные преступники не забываете скрыть свои истинные лица под масками. Одно лишь отличие от стандартной схемы ограбления состоит в том, что маски-то на вас в виде головы главаря "Святых". А то, что потом вы привязываете сейф к тросам, которые в свою очередь закреплены на вертолёте, и вырываете его сквозь всё здание - это так, мелочи. После такого эпичного старта сюжет немного "провисает" - ваши напарники знакомят вас с неказистыми сайд-квестами, к которым позже можно будет вернуться, если захотите добавки "зелени". Не понятно, зачем всё это нужно, ведь за сюжетные миссии и без того отваливают огромные барыши.
Город грехов
Деньги в Saints Row: The Third можно тратить на покупку недвижимости и на прокачку персонажей. Развивать вашему персонажу (и членам банды) можно выносливость, скорость передвижения, урон от оружия и так далее и тому подобное - стандартная схема. Под недвижимостью имеются в виду всяческие магазины одежды, оружейные склады, клиники пластической хирургии, салоны татуировок, гаражи и все остальные точки в Стилпорте, с которыми игрок, то есть вы, может взаимодействовать. Особое внимание хочется уделить редактору персонажей. Своего протагониста для игры в Saints Row: The Third можно было создать и продемонстрировать общественности ещё до выхода игры. Примерно за месяц до релиза в сервисе цифровой дистрибуции Steam появился бесплатный генератор персонажей "Initiation Station". Уже через сутки YouTube просто трещал по швам от сотен видео, на которых игроки делились процессом создания своего героя. Было над чем посмеяться, ведь редактор был реально многофункционален. И это ещё слабо сказано! В результате перемещений ползунков и регуляторов на экране могло появиться всё что угодно. От метросексуала в золотых туфлях и роскошными ниспадающими до пояса волосами до розовой троллихи с голосом зомби, который и голосом то и не назовёшь: так, бульканье. Конечно, можно играть за вполне себе хорошенькую брюнетку или голубоглазого парня, но ведь так и хочется сотворить что-то этакое, что бы потом трястись от смеха наблюдая плод своего труда в катсценах и серьёзных трагических постановках. Окружающие персонажи все тоже поголовно харизматичные и запоминающиеся. Взять хотя бы мужика по имени Займос. Этот тип мало того что сутенер и хозяин своего личного борделя, так ещё страдает трахеостомией и общается исключительно напевая куплеты в микрофон, искажающий его голос. Ещё один уникал их вашей команды - Олег Кириллов. Он искусственно выращенный халкоподбный громила, отличающийся хорошим интеллектом и прекрасными манерами. Нет смысла спойлить сюжет и рассказывать далее о миссиях, так как чувства, вызываемые каждым заданием уникальны и вы ещё долго будете вспоминать как, например, выпрыгнув из вертолёта на городом, попали на борт грузового лайнера пробив лобовое стекло, потом сели в дин из перевозимых на борту танков и преспокойно ";выехали" в ночную пустоту.
Сила железа
С технической стороной у Saints Row: The Third всё великолепно. Volition, Inc не стали использовать в игре свою замечательную технологию Geo Mod, а воспользовались движком CTG Engine. Данных том, кто является автором этого чуда - неизвестно, но если вы ожидали увидеть в Saints Row: The Third тотальное разрушение, как в Red Faction, то можете расслабиться: уничтожать в игре можно только транспорт да мелочи окружения. Кстати о транспорте: впервые, кажется, в игровой индустрии танк научился полноценно "подминать" под себя другие автомобили, а не просто сбивать всё на своём пути. За физику отвечает физический движок Havok, к которому, увы, есть претензии. Не редкостью в игре являются ситуации, когда в вашем мотоцикле может намертво "застрять" мусоровоз, а физическая модель машин (не повреждения - с этим всё отлично - а поведение на дороге) просто отвратительна. Разница между легковыми автомобилями и крупногабаритными не чувствуется вовсе. Зато можно быть уверенным, что вам не потребуется четырёхядерный процессор и связка из двух топовых видеокарт, чтобы запустить игру на средних настройках. С озвучкой и музыкой в игре всё как нужно. Голоса персонаже им идеально подходят, а колесить по городу вы будете под набор треков самых разных стилей с местных радиостанций. Так и хочется пожать руку разработчикам за наличие частоты с классическими произведения, ведь расстрел проституток под Баха или Шопена приносит незабываемое эстетическое удовлетворение.
***
Saints Row: The Third - отличное средство от депрессии и настоящая находка для людей, в которых где-то глубоко сидит частица безумца и давно проситься на свободу. Идеалом песочницы игру не назвать. В плане сюжета она стопроцентно проигрывает той же Grand Theft Auto 4, но в плане оригинальности и количества абсурдных идей Saints Row: The Third нет равных среди конкурентов.