Очень приятно, когда обновлённые версии получают не только недавние громкие хиты, но и прекрасные редкие образчики из далёкого прошлого. В апреле Square Enix достало с пыльных полок SaGa Frontier – седьмую часть jRPG-сериала родом из 1998 года, которая выходила на PS1.
Японский издатель придумал для игры дополнительные удобные опции для новичков, улучшил графику и даже добавил новую сюжетную ветку – но достаточно ли этого, чтобы на проект 23-летней давности обратили внимание старожилы и современные игроки?
На контрасте
Несмотря на определённые успехи в Японии, франшиза SaGa на Западе до сего дня остаётся малоизвестной за пределами узкой аудитории преданных поклонников жанра. Сериал всегда развивался в тени своего молочного брата, Final Fantasy и борьбу за народную любовь неизменно проигрывал.
При этом, кроме очевидных сходств и общего издателя, SaGa и Final Fantasy не просто разные, а местами кардинально противоположны. В каком-то смысле почти все игры серии являются чуть ли не полной антитезой своего конкурента – вместо эпического линейного полотна, SaGa Frontier предлагала короткие, относительно независимые друг от друга истории, которые разворачивались в открытом мире.
Одной из ключевых особенностей SaGa Frontier – наличие целых семи героев, из которых приходиться выбирать своего протагониста. Маг Блю, юный выпускник волшебной школы, собирает заклинания и борется со своим злым близнецом. Барда Люта выкидывает из дома матушка, пока тот не найдёт нормальную работу. Бывшую модель Эмилию обвиняют в убийстве её жениха. У каждого героя – свой характер, сюжетная арка и путь, который приходиться буквально нащупывать в этом мире.
Он, к слову, тоже является отдельным украшением SaGa Frontier. Соединяя фантастику и фэнтези, авторы представили уникальную вселенную, в которой сосуществуют завораживающие волшебные планы, очаровательная природа и футуристические города. Подтянутая со времён PS1-графика, конечно же, выглядит технически устаревшей, но благодаря визуальному стилю и работе изумительной художницы Томоми Кобаяси и сегодня способны впечатлить ценителя прекрасного. Тем более даже сегодня полная свобода перемещения по десяткам оригинальных миров, в которых игрок собирает сопартийцев и выполняет побочные задания ради классных наград, по меркам жанра выглядит очень необычно.
Мы только учимся
Сравнительно небольшие (порядка пяти-семи часов) истории уникальных персонажей, свобода и огромный открытый мир – не единственные уникальные черты Saga Frontier Remastered. Хоть она и существует по многим стандартным правилам jRPG, наберётся здесь и несколько занятных механик.
Например, новые приёмы персонажи здесь изучают случайным образом в бою, в зависимости от своей специализации и в соответствии с их расой – человеку и роботу вряд ли будут доступны одни и те же удары. Интересный момент заключён в том, что одновременно можно использовать ограниченный набор способностей – для освобождения места новым приёмам старые, наименее нужные нужно запечатывать. Но уверенности в том, что в дополнении к этому придёт что-то получше нет – игра любит подкидывать сюрпризы и провоцировать на эксперименты.
Атаки членов вашей группы могут объединиться в какое-нибудь красивое и сильное комбо, которое нанесёт ещё больший урон, но риски существуют и здесь. Враг может сходить раньше и прервать атаку, а гарантированного срабатывания у многих комбо нет.
О нелюбимом
Что касается гринда и фарма, излюбленном уязвимом месте почти любой классической jRPG, то здесь он терпится с переменным успехом. Во многом спасают удобства, привнесённые как раз SaGa Frontier Remastered – автоматические и быстрые сохранения, возможность ускорить бой в три раза или гарантированно сбежать с места сражения.
Очень удобной опцией стала «Новая игра+». Теперь от сценария к сценарию разрешено переносить персонажей с полученными атрибутами, деньгами, предметами и даже навыками. Раньше такой роскоши игра не предлагала, обрекая на очередной забег за всем необходимым.
Абсолютно современной, понятное дело, игра после всех этих правок не стала. SaGa Frontier Remastered по-прежнему классическая jRPG со всеми классовыми болячками, включая отсутствие внятного туториала. Потеряться здесь можно по-хорошему очень легко и несмотря на все послабления, порог вхождения сюда остаётся весьма высоким.
***
Став красивее, комфортнее и сюжетно богаче, SaGa Frontier Remastered всё ещё осталась той самой игрой эпохи PS1. С другой стороны, уникальная боевая система, оригинальный подход к повествованию и удивительный открытый мир делают игру Square Enix образцом сияющей жемчужины веков, которую не стоит пропускать как минимум старым поклонникам жанровой классики.