По своему обыкновению, игры стараются максимально дистанцироваться от реальности и уж тем более от политики. Но Леонарду Менчиари, участнику протестов NO TAV в Италии, очень захотелось перенести свой личный опыт в видеоигровой формат. Так на свет появилась Riot: Civil Unrest – симулятор митингующих народных масс, которым противостоит бравый спецназ.
За задумку Леонарду, конечно же, хочется поставить крепкую пятёрку, а вот что он заслужил, как говорится, по предмету, можете догадаться сами, учитывая его опыт, бюджет и степень душевных переживаний.
Выходи на баррикады
Сюжетный режим Riot: Civil Unrest представлен в виде четырёх блоков, посвящённых различным инцидентам, произошедшим в Египте, Греции, Италии и Испании в недавнем прошлом. Ассортимент, надо сказать, достаточно предсказуемый - от «арабской весны» с отставкой Хосни Мубарака до того самого движения против скоростного ж\д тоннеля на линии Турин-Лион. Для полноты картины разве что французских «жёлтых жилеток» с последним Майданом не хватает. Каждая кампания поделена на дни-миссии, в которых можно взять под контроль как силы протестующих, так и отряды правопорядка.
Подаются все истории очень стильно – в довольно примитивный пиксель-арт автор смог заложить практически документальный взгляд на протестные движения новейшей истории, которые как будто бы прямиком перешли из ТВ-выпусков новостей в стилизованные игровые кат-сцены.
Увы, на этом однозначные достижения разработчика заканчиваются, а начинаются скука и мука. Болезненное привыкание к игре стартует с невероятно корявого интерфейса, который страдает буквально всеми болезнями сразу – он плохо выглядит, он не поддерживает кучу очевидных функций, а главное заставляет совершать целую тонну лишних движений. Контролировать отряды, перемещать их, пользоваться их навыками и умениями – буквально каждое действие приходится совершать не как в стратегии или симуляторе, а как в дурацком аркадном кликере.
Моя борьба
С демонстрацией протестов и их подавлением Riot справляется довольно сносно, но игрового процесса в этом практически нет. Баланс, тактику и логику в происходящей толкотне заметить практически невозможно, а уж выбрать осмысленную линию поведения и подавно.
Сначала ты пытаешься действовать как настоящий капитан полиции или лидер протеста, активно командуешь парадом и применяешь всякие доступные предметы вроде бустящих мораль громкоговорителей или разгоняющие толпу гранаты. Но примерно через пару миссий быстро наступает грустное понимание – случайностей и предустановленных кондиций слишком много, чтобы ты мог непосредственно на них повлиять. Неважно, придёшь ты на демонстрацию с пачкой коктейлей Молотова и камнями или мирно размахиваешь флагами – скорее всего, копы будут спровоцированы на агрессию, и вы только за счёт этого одержите психологическую и политическую победу. Даже если все активисты к финалу будут мокрые валяться и плакать на асфальте, вам будет засчитан успех. У полицейских же действует принцип «как повезёт» - иногда достаточно просто встать в линию и лениво отпихивать особо наглых, после чего лениво выиграть, а иногда чёртовы митингующие, словно тараканы, будут просачиваться вам в тыл, кидаться камнями и вообще наступать несметными полчищами, не давая единого шанса на мирное урегулирование конфликта.
При этом Riot: Civil Unrest лишён главного – чувства сопереживания. Горам пикселей, как бы красноречиво они не убегали в ужасе от гранат, театрально не валились от струй водомётов и не падали от пуль, не сочувствуешь. И демонстрантов, и копов ты считаешь безликими непредсказуемыми и неконтролируемыми горами пикселей. Крайне печально, учитывая тот факт, что ситуацию: «Мирно постояли, мирно разошлись» Riot: Civil Unrest считает поражением для обеих противоборствующих сторон.
***
RIOT: Civil Unrest является неплохой иллюстрацией политического протеста и несёт в себе весьма интересные идеи, но хорошей игры из него не вышло. Рудиментарный геймплей, отсутствующий баланс, скудная картинка и неудобный интерфейс нивелирует практически все её положительные качества.