RiME – новый проект небольшой испанской студии с алкогольным названием Tequila Works на стадии продакшена виделся всем как некий духовный наследник работ японцев из Team Ico, создавших три известных всем владельцам консолей Playstation игры – ICO, Shadow of the Colossus и The Last Guardian.
Роскошный арт, пронзительная музыка, спрятанный нарратив и отсутствие лишних деталей – всё это, казалось бы, ставит RiME в один ряд с творчеством Фумито Уэды и его команды. Увы, под ярким слоем из ненавязчивого драматичного рассказа, изумительного визуального стиля и очаровательного саундтрека игрока ждёт вторичная и неровная игра, которая в лучшие свои моменты приближается к ICO, но ни разу до его уровня не дотягивает.
Мальчик и лис
Равно как и ICO, RiME предлагает минимальный набор выразительных средств для погружения игрока в окружающий мир – наш главный герой, смуглый мальчик, просыпается на пляже красивого, но пустого острова после, вероятно, кораблекрушения. Текст, осмысленная речь и интерфейс в RiME полностью отсутствуют, оставляя игрока в полном неведении о том, где он оказался, куда ему нужно идти и что вообще происходит вокруг. Единственный наш проводник в этом мире – рыжий лисёнок, который постоянно маячит где-то впереди и даёт хоть какой-то ориентир в здешнем загадочном мире.
В такие моменты поиска и путешествия RiME предстаёт в своём молчаливом умиротворяющем великолепии – продвигаясь по красочному миру, ты стараешься изучать какие-то знаки на стенах, осматривать развалины и наблюдать за зверюшками под красивую грустную музыку Дэвида Гарсиа Диаса. Тебя не торопят ни враги, ни время, поэтому ты погружаешься в атмосферу утончённой сказки за считанные минуты.
В скором времени игроку начнут подсовывать паззлы, которые связаны с тем, что нужно криком активировать энергетические пилоны, а после к ним присоединяться небольшие загадки со светом и нажимными платформами. За шестичасовое приключение набор головоломок не претерпевает значительных изменений и успевает повториться в разных вариациях по три или четыре раза. Основная проблема большинства паззлов в RiME заключается в том, что они не бросают вызов игроку, не содержат каких-то действительно оригинальных идей, а банально мешают тебе исследовать мир.
При этом очень часто случается так, что не заметив какой-то уступ, рычаг или не найдя нужную последовательность действий, ты битые десять минут бьёшься о решение какой-то совершенно заурядной задачки только лишь из-за собственной невнимательности и неспособности авторов дать ненавязчивый намёк на то, что именно нужно сделать в данный момент.
Куды? Зачем?
Эта указательная импотенция авторов приводит к фрустрации не только в моменты решения паззлов, но и во время изучения мира. Лис не спасает от ощущения растерянности и не страхует от нелепых блужданий в поисках верного направления – в разделённом на пять условных мирков вселенной RiME всё очень плохо с яркими указателями и нередко ты просто не понимаешь, куда тебе нужно идти. В ICO тебе почти всегда была ясна текущая цель и препятствия на пути её достижения, в Journey перед главным героем постоянно впереди маячила гора, к которой нужно было двигаться, а здесь не отпускает ощущение того, что ты идёшь неверной дорогой в неведомую даль.
Спасти RiME могло бы чувственное и эмоциональное повествование, но и оно начинает проявлять себя буквально в последние пятнадцать минут игры, когда засыпающему за монитором уже, честно говоря, практически наплевать на происходящее по ту сторону экрана.
***
RiME, безусловно, прекрасен с художественной точки зрения – психологический сюжет, невероятно красивые уровни и проникновенная музыка заставят расчувствоваться даже сухарь. Увы, сравнения с титаническими ICO или Journey она не выдерживает – из-за раздражающих загадок, проблем с ориентированием игрока и неровного ритма RiME не ощущается цельным и проработанным произведением, норовя то и дело рассыпаться на горстку несвязных, пускай и хороших элементов.