Тема «временной петли» очень редко затрагивается в видеоиграх. В Deponia и Back to Future все подавалось в виде квестов с юмором, создатели Quantum Break и франшизы Prince of Persia использовали искажение реальности как фишку в игровом процессе.
Компания Sony, неожиданно, затронула проблематику временных парадоксов в своем PS5-эксклюзиве под названием Returnal. Если франшизу «Чужой» скрестить с «Аватаром», добавить к этому «День сурка» и капнуть сверху психоделики, то получится игра от японцев, о которой мы сейчас вам расскажем.
Утро, которое не наступит
Returnal в прямом переводе означает возврат и именно ему будет посвящен весь сюжет. В далеком будущем девушка по имени Селена исследует космос и решает высадиться на планете, откуда издается таинственный сигнал бедствия. Попытка приземлится, заканчивается сломанным кораблем, ушибами и потерей связи с цивилизацией. На этом вся адекватность игры заканчивается и начинается безумие.
Героиня пытается изучить планету, умирает и снова оживает в момент аварии. Постепенно нам попадаются трупы других Селен, различные записи с диктофонов и все становится ясно – героиня во временной петле. Она пытается выбраться из неё, но все заканчивается путешествием с Хароном туда и обратно.
Походу повествования раскрываются различные подробности о прочих путешествиях Селены по планете, её прошлом и все это связывается с галлюцинациями из её прошлого, а может из будущего. Скажем честно, в конце ответы на всю вопросы получить нельзя, ведь временная петля вещь необъяснимая. Финал игры в целом взорвет ваш мозг своими дикими поворотами, но для этого придется до титров еще дожить.
Мне кажется, здесь я уже был…
Игра относится к жанру Roguelike, особенностью которого числится среди прочих многочисленная случайная генерация и бесконечный цикл повторов. Простым языком, разработчики создали множество разных арен, которые в случайном порядке объединены в пять тематических локаций - коих всего пять. После каждой вашей смерти, вы будете получать новое уникальное прохождение как в The Binding of Isaac. Конечно, количество вариаций не бесконечно, но удивлять игра способна достаточно долго.
После смерти, которая точно произойдет, почти весь ваш прогресс пропадает, а Селена с недоумением происходящего начинает снова свой путь к спасению с планеты. Разработчики при создании игры, видимо, вдохновлялись всеми космическими франшизами, вышедшими на данный момент. Безумные лианы стремятся задушить игрока, различные монстры, демоны из параллельных измерений – здесь есть все. Им все равно кто вы, вы будете постоянно бороться за жизнь, потому что Планета дает понять, что вы ей тут не нужны живым.
Важную роль при генерации уровня играет ваш стиль прохождения во время последнего захода на спасение. Если вы попытаетесь идти в бой напролом, то в следующий раз получите врагов, которые находятся в воздухе над пропастью. Часто используете перекаты и уклонения – получайте уровни с пропастями и узкими коридорами. Если же, вы попытаетесь прокачаться посильнее, то планета подарит вам прекрасную возможность сразиться с сюжетным боссом чуть ли не сразу после «возвращения».
Немаленькую роль в понимании здешнего мира играет само окружение. Отсылки к другим разумным расами в виде символов, статуй, голограмм разбросаны на на уровнях. Изучите все подсказки, монстров и соберите инопланетные артефакты, чтобы получить истинную концовку и общее понимание происходящего. В Returnal со временем могут надоесть локации, но желание их изучать не пропадает, все благодаря высокой детализации показанного нам мира. Разработчики также использовали особенности Dualsense, поэтому различные мелочные звуки ветра, взрывов и тварей, желающих вас убить, издаются прямиком из геймпада на фоне музыки из игры.
Рождайся, сражайся, умирай
Если вы подумаете, что пройти Returnal в несколько заходов невозможно, то тут вы ошибаетесь. После прохождения ключевых сюжетных точек: битва с боссом, нахождение важного артефакта или ролика, прогресс сохраняется. Да, после смерти придется все начинать с нуля, но важные моменты переживать снова не придется. Подобного не хватало в приключении «Исаака», который хотелось бросить после очередного заваленного захода на успех.
Чтобы побеждать монстров, Селена улучшает свой костюм при помощи различных инопланетных технологий, будь то технология или контакт с паразитами, за контакт с которыми придется тоже платить цену. Некоторые предметы на Атрополисе заражены, так за контакт с ними вы можете заплатить высокую цену. К примеру, мы как-то за увеличение урона от автомата, получили приятный бонус в видео постоянно потери здоровья при попытке изучить новый предмет.
Каждый найденный субъект может нести не только пользу, но и вред, так что будьте готовы чем-то жертвовать ради спасения. Звучит жестоко, зато правбодобно, редко встретишь в играх «бесплатную» помощь игроку. К слову, предметы здесь тоже распределяются по-разному после смерти, найти в одном и том же месте автомат с крутыми модификаторами практически невозможно. Ресурсы и оружие приходится выбирать с умом под свой стиль прохождения в данный момент.
Минус же во всей описанной распределения предметов, врагов и генерации локаций заключается в оптимизации самой Returnal. Частота кадров в игре не падает, несмотря красивую на картинку и высокую динамику в битве с врагами, но очень часто встречаются вылеты из игры с потерей прогресса. С чем связана данная ошибка - неизвестно, но с выключенным интернетом шанс на резкое посылание «отдохнуть» от разработчиков значительно ниже.
***
В своё время небольшая студия Housemarque открыла поколение PS4 скромной, но красивой аркадой Resogun. Теперь же полновесный дебют некстгена PS5 состоялся в Returnal - красивой, зрелищной, очень динамичной, трудной и вознаграждающей. Если не боитесь трудностей и хотите чего-то по-настоящему нового - не задумываясь берите.