После ошеломляющего успеха симулятора миграционного инспектора Papers, Please новой игры от независимого разработчика Лукаса Поупа многие ждали, затаив дыхание. Ожидание знатно затянулось – на реализацию своих творческих амбиций Лукасу понадобилось целых пять лет. Но для большинства поклонников его творчества эти томительные годы будут вознаграждены сторицей – Return of the Obra Dinn получился монументальным авторским произведением, аналогов которому попросту нет. Но всем ли интересно будет в него играть?
О сколько нам открытий чудных
На дворе начало XIX века. На корабль-призрак «Обра Динн» высаживается инспектор Ост-Индской компании с целью расследовать происшествие, которое привело к гибели (исчезновению?) экипажа и пассажиров судна.
Шесть десятков потерянных душ – вот детективный груз, который ложится на наши плечи, и разобраться в нём не так просто, как кажется. На руках у нас оказывается лишь список всех находившихся на борту, зарисовка художника с портретами героев и мистические часы, которые умеют флешбеками возвращать нас в прошлое.
Последнее выглядит следующим образом – игрок находит останки очередного члена экипажа, стрелки нашего таинственного агрегата бешено крутятся назад, экран чернеет, мы слышим какие-то звуки из прошлого и после оказываемся в статичной сцене на корабле, которая предшествовала мгновениям перед гибелью очередного бедолаги. По сценке можно свободно передвигаться, вглядываться в лица персонажей и пытаться понять, что же именно здесь происходило в ту злополучную минуту.
Увиденное заносится в книгу, события которой хронологически разбросаны по разным главам, а затем наступает самое интересное – играющему предстоит узнать имя персонажа и его судьбу. С последним, обычно, никаких проблем нет – практически всегда отчётливо видно, что человек был застрелен, зарезан, раздавлен такелажем, умер своей смертью от болезни или, например, утонул.
С именами всё намного сложнее. Пригождается абсолютно любая мелкая зацепка – место и время, отношения с другими героями, случайно брошенная реплика в адрес напарника, национальность и даже акцент в речи. Задействовать свою дедукцию приходится на полную, иногда полагаясь не столько на факты, сколько на догадки и интуицию. Банальный пример крайне очевидного расследования: один моряк использует в английской речи немецкое ругательство и упоминает в разговоре своего «помощника-француза» - ты ищешь того, кому по должности положен помощник, затем смотришь, кто из них из Франции и чей непосредственный начальник австриец или немец, и вуаля – личность определена с гарантированной точностью.
Я на это не подписывался
К сожалению, настолько однозначных и точных цепочек в игре катастрофически мало. Завершить историю можно и без идентификации экипажа, но ведь мы отправились сюда за детективом и хорошими концовками, верно? В результате с определённого момента Return of the Obra Dinn превращается в рутину. Лукас Поуп сделал всё, чтобы облегчить участь игрока, подтверждая личности героев после трёх успешных догадок, и добавил в журнал возможность отследить все перемещения, диалоги и сценки с участием каждого из моряков и пассажиров, но это не избавляет от судорожных метаний. С определённого этапа, если вы не Шерлок Холмс или Раст Коул, придётся с блокнотом, ручкой и местной записной книжкой шататься по кораблю, старательно пытаясь уловить ускользающие связи.
Так располагающая к себе монохромная картинка, абсолютно оправданная стилистически, в такие моменты начинает ограничивать игрока, заставляя усердно вглядываться в двухцветную картинку в тщетных попытках зафиксировать лицо очередной агонизирующей жертвы.
Небольшие истории членов экипажа, связанные с любовью, мистикой, предательствами, страхом, отчаянием и долгом вознаграждают достаточно, чтобы продолжать дело, но оно не вызывает такого восторга, как поначалу. И проблема заключается даже не в испытании разума, хотя даже сам Лукас Поуп признал, что сделал игру не для расслабленных современных игроков – следовать по обрывкам повествования от человека к человеку может попросту наскучить до открытия финальной главы.
Если помните, Papers, Please в своей основе тоже был нарочито рутинным и однообразным – нам всего лишь приходилось ставить зелёные и красные печати в паспортах, пока вокруг нас происходил тоталитарный произвол. Но там каждый день добавлял новых вызовов, неожиданных деталей и нашими скромными руками вершил судьбы людей, в том числе близких – голодного и мёрзнущего без отопления семейства протагониста. Здесь же ничего этого нет. Есть только волшебный компас, шесть десятков сгинувших, трагическая история одного длинного путешествия и большой журнал с картинками. Удовольствие, однако, не для всех. И, кстати, в отличие от Papers, Please, ещё и одноразовое – после изучения истории корабля и судьбы его обитателей, возвращаться на «Обру Динн» во второй раз нет никакого смысла. Как и нет смысла в повторном прочтении увлекательного детективного романа.
***
Return of the Obra Dinn – это одна из самых необычных игр последних лет, комплексный интеллектуальный детектив, но подойдёт он явно не всем. Если вы готовы погрузиться в хитросплетения судеб и событий, полностью сосредоточившись на рутинном процессе исследования, не отвлекаясь на схематичную картинку, то добро пожаловать на борт!