Несмотря на то, что прошлогодний Resident Evil Remaster был HD-переизданием игры 2002 года, которая был ремейком игры 1996 года, она пришлась по нраву как публике, так и прессе. Классическая олдскульная «Обитель Зла» ловко влилась в ту ностальгическую струю, которая сейчас захватила абсолютно всю культуру – от музыки до кинофильмов.
Окрылённая неожиданным успехом, Capcom решилась на производство ещё одного HD-ремастера игры с GameCube, а именно Resident Evil Zero, которая до сего момента не появлялась нигде, кроме приставок Nintendo. К несчастью, во второй раз подобный трюк сработал не слишком уж хорошо.
Обитель злого резидента: предисловие
История Resident Evil 0, как можно догадаться из названия, разворачивается до печально известных событий в особняке Спенсера. Одной из двух главных протагонистов RE 0 является Ребекка Чемберс – полевой медик и единственный выживший отряда «Браво» из подразделения S.T.A.R.S., который отправился исследовать тайну загадочных смертей в Арклейских горах, пригороде Раккун-сити. Волею судеб ей придётся столкнуться с Билли Коэном – беглым преступником, приговорённым к смерти, дабы вместе с ним расследовать происходящее и встретить самых первых жертв жуткого Т-вируса.
Несмотря на интригующую завязку и наличие канонических злодеев, сюжет Resident Evil 0 HD Remaster вряд ли несёт какую-то критически важную информацию для мифологии сериала. Особенно если учесть тот факт, что ни Ребекка, ни тем более Билли практически не проявили себя в остальных частях сериала, чего нельзя сказать о Resident Evil под номером один, чьи протагонисты – Джилл Валлентайн и Крис Рэдфилд активно светились как в номерных играх серии, так и в многочисленных спин-оффах вроде Revelations и прочих Code: Veronica. В этом смысле ознакомление даже с энциклопедической точки зрения с RE 0, в общем-то, не очень-то и необходимо.
Седая старина
Главная же проблема Resident Evil Zero в том, что эта игра устарела морально на полторы декады. То, что лишь слегка нервировало в ремастере первой части, здесь уже начинает откровенно бесить, а некоторые абсурдные черты первых игр серии приобретают в RE Zero поистине невыносимый масштаб.
Первое, что реально доведёт даже самых терпеливых игроков до белого каления – постоянные загрузки между крошечными локациями. В старых частях сериала анимации открывающихся по полминуты дверей и глухой звук шагов по ступеням появился, как и туман в Silent Hill, вовсе не для саспенса, а из-за технических возможностей старых консолей – пока вы смотрели на скрипящую дверь в никуда, приставка спешно загружала интерьер следующей комнаты. Этот дурацкий анахронизм делает из крайне медлительной RE 0 нечто совсем уж тягомотное.
Другая, не менее неприятная особенность, крепко пахнущая нафталином – крошечный инвентарь. Персонаж жестоко ограничен всего шестью (!) свободными ячейками, две из которых перманентно занимает пистолет и дробовик, а ещё две – патроны к оружию. И это не считая того, что желательно иметь при себе зелёную травку для лечения и чернила для редких пишущих машинок, сохраняющих наш прогресс. Если учесть, что Resident Evil 0 больше адвенчура, чем экшен, и заполнен закрытыми дверьми и загадками, малюсенький инвентарь неимоверно бесит – приходиться постоянно выбрасывать ненужные на данный момент предметы, чтобы подобрать очередной ключ к очередной двери и носиться, как дурак, из одного конца карты в другой по двадцать пять раз на дню.
Напарник, на которого можно и нужно периодически переключаться (на чём завязаны многие загадки) также скорее раздражает, чем радует. В отличие от современных игр, где ИИ-коллеги научились вести себя разумно, Билл\Ребекка под управлением компьютера проявляют редкостные черты дебилизма. Они никогда не сменят оружие, а вся схема их поведения укладывается в две противоположности – «следуй за мной \ стой на месте» и «стреляй во всё, что видишь \ не стреляй».
Красота по-японски
Правда, всё это было в оригинальной игре 2002 года и ругать создателей за то, что они не стали ничего менять в её устройстве, по меньшей мере, глуповато – всё-таки это переиздание, а не ремейк. Гораздо интереснее узнать, что же было сделано в нынешнем HD-ремастере.
В отличие от Resident Evil HD Remaster, на этот раз Capcom перерисовала абсолютно все задники в высоком разрешении. Помимо этого, разработчики доработали систему освещения и нарастили абсолютно всем моделькам много-много свежих полигонов. На этом положительные новости о технических новшествах RE Zero заканчиваются, а начинаются новости печальные. Из-за того, что оригинальные задники были созданы в формате 4:3, а мы все пользуемся широкоформатными мониторами, приходиться выбирать – либо играть в классическом формате, но терпеть огромные чёрные полосы по бокам, либо мириться с растянутой картинкой, в которой оказываются слегка подрезанными верх и низ.
С управлением тоже вышла оказия, особенно у ПК-версии. Например, по какой-то совершенно сумасшедшей логике кнопка Esc служит лишь для пропуска роликов, а главное меню скрывается внутри инвентаря, открывающегося клавишей C. С геймпадом дела обстоят немногим лучше – все схемы раскладки одинаково неудобны и требуют долгого и мучительного привыкания.
***
Невыносимое количество устаревших ещё на момент выхода оригинальной игры дизайнерских идей – начиная от ограниченного количества сохранений и заканчивая крохотным инвентарём, не позволяют насладиться Resident Evil Zero HD Remaster даже тем преданным фанатам жанра, которые ещё совсем недавно с удовольствием проходили ремастер первой части. Если вы современный игрок и желаете, как это модно, приобщиться к классике, то наш совет – сберегите деньги на что-нибудь более современное и привлекательное.