Существуют игры, которые ты буквально через силу пытаешься полюбить и заочно выдаёшь им невероятный кредит доверия. В ход идут все аргументы о том, что очередная увиденная тобой штуковина достойна прекрасного отношения и обожания – за визуальный стиль, оригинальный сеттинг, необычные механики или смелость и креативность авторов. Вот только критический набор всяких досадных раздражающих мелочей, геймдизайнерских глупостей и ошибок очень быстро растрачивают весь запал, оставляя тебя наедине с пустотой и неудовлетворённостью. Прости, Rain World, я старался, как мог.
Слизнекот, слизнекот у тебя пустой живот
Концепт Rain World на бумаге выглядит более чем замечательно – это двухмерный паззл-платформер в постапокалиптическом мире, где нам в роли странного существа, слизнекота, нужно найти свою родню, попутно выживая в полностью работающей экосистеме, прячась от монстров и убийственного ливня.
К сожалению, вся вышеизложенная прекрасная схема основательно подпорчена кривым управлением, отсутствием полноценного нарратива, непродуманной сложностью, системой чекпойнтов и многими другими неприятными мелочами. Буквально каждая деталь игры, выглядящая замечательно со стороны, при ближайшем рассмотрении может вызвать удручающую фрустрацию – и редко какой игрок сможет с ней совладать.
Взять, к примеру, мир Rain World. Стилистически он выглядит просто великолепно – развалины человеческой цивилизации, бесчисленные ржавые остовы былых строений, полуразрушенные подвалы и канализации выполнены в приглушённых, тусклых цветах и вызывают ощущение томительной меланхолии. Но это лишь поначалу.
Потом, когда обнаруживается, что мир состоит из сотен локаций, которые связаны между собой узкими тоннелями и сложной разветвлённой сетью лазов, без каких-либо опознавательных знаков и намёков на вектор движения, лёгкая тоска сменяется сначала скукой, а потом раздражением.
Слизне Souls
Наш слизнекот находится на предпоследнем звене пищевой цепи местного мира, потому передвижение по миру сопряжено не только с классическими платформинговыми опасностями (сорваться в пропасть или на шипы), но и с многочисленными желающими нас сожрать.
Да, они свободно бродят по локациям, охотятся друг за другом и вообще бурно имитируют осмысленную жизнь, но подчас количество хищников на один квадратный метр может зашкаливать так, что прохождение такого эпизода станет практически нереальной задачей. Любая, даже маленькая ошибка приведёт вас к тому, что слизнекот окажется в пасти очередного чудища, а Rain World отправит вас на последнюю контрольную точку – в убежище, где котик последний раз спал.
С этой штукой связан самый главный геймдизайнерский просчёт Rain World, который смогут пережить только очень терпеливые поклонники жанра. Чтобы успешно впасть в спячку, слизнекоту нужно покушать (на уровнях довольно много всяких ягодок и летающих жучков) и залечь в берлогу, которых здесь критически мало. Любой ретивый хищник, нагрянувший смертельный ливень или падение на шипы отправляют нас обратно на чекпойнт, при этом закрывая весь полученный прогресс, включая открытые территории.
В эту секунду буквально всё оборачивается против вас – работающая экосистема оказывается жестоким миром а-ля Dark Souls, где любой неверный шаг заканчивается трагедией, а мило анимированный по физике слизнекот обращается в неуправляемую кашу пикселей, которая постоянно срывается и падает.
***
За фасадом из ужасной сложности, неловкого управления и отсутствием вектора для выброшенного в жестокий мир пользователя скрывается оригинальная, интересная и действительно ни на что не похожая игра. Увы, далеко не всем удастся преодолеть все эти трудности и познать прелести Rain World – финал этой истории увидят дай бог единицы.