Pyre, третью игру от студии Supergiant Games очень многие ждали с огромным нетерпением. После прекрасных Bastion и Transistor воображение, воспалённое рассказами разработчиков, рисовало нам партийную ролевую игру с комплексной боевой системой и уникальными механиками, удивительным миром и неизменным метафорическим содержимым, облачённым в великолепную стильную картинку и сопровождаемую изысканным мелодичным саундтреком Дарена Корба.
Это тяжело говорить, но нас, откровенно говоря, надули. Pyre – это вовсе не партийная RPG, а какой-то Blood Bowl переспавший с визуальными новеллами. Это не делает игру плохой, но оставляет на душе очень скользкий и досадный осадок, которого были лишены два предыдущих проекта студии.
Изгнание и изгнанники
Начинается, впрочем, всё достаточно мило. Наша безыменная амнезическая героиня оказывается в странном фентезийном мире, напоминающем чистилище. Её находит группа приключенцев и рассказывает вкратце местную мифологию. Согласно здешним правилам, преступников из внешнего мира, который называется просто Содружество, высылают за его пределы в качестве наказания в отдельную резервацию.
Чтобы заслужить право вернуться домой, нужно пройти цепочку Обрядов, которые выглядят как аналог эдакого баскетбола, суть которого заключается в том, что при помощи большой цветной сферы надо погасить пламя противоборствующей стороны – либо самолично совершив вместе с ней самосожжение, либо просто бросив предмет в пламя. Чтобы понять, где именно пройдёт очередной ритуал, нужно уметь читать звёзды, а для этого в каждой команде изгнанников есть отдельная должность Чтеца. По счастливому стечению обстоятельств, наша героиня оказывается весьма одарённым Чтецом и помогает своим новым друзьям двигаться в сторону освобождения. Всё достаточно просто, прямолинейно и практически без былого духа опустошенности, недосказанности и грусти, присущих тому же Bastion.
Быть Чтецом разработчики обрекли не только протагонистку, но и беднягу играющего. Все персонажи, по поводу и без повода, обращаются напрямую к нашей героине и рассказывают ей свои персональные истории, делятся чувствами и переживаниями, отношением друг к другу и происходящим событиям, спрашивают совета и мнения. Для тех, кто слабо знаком с английским и не является фанатом визуальных новелл, подобная безудержная говорливость собеседников очень быстро утомит.
Да, местные персонажи действительно ярки и харизматичны – от морского червяка-рыцаря до собако-человека с щегольскими усиками, у всех здесь есть свои тараканы в голове, своя, нередко трагическая история, мечта и характер. Но, увы, местные персонажи достаточно статичны, они практически не меняются сами и не взаимодействуют друг с другом. Основную массу диалогов можно выкинуть из игры в принципе, при этом ни история, ни раскрытие персонажей, ни окружение не сильно потеряло бы в деталях.
Да потухнет Пламя!
В промежутках между сеансами болтологии Pyre предлагает те самые Обряды, которые проходят в виде спортивного состязания в режиме 3x3. У каждого вашего, равно как и у вражеского героя, есть свои способности и небольшое дерево навыков, присущих только ему. Например, тот самый червь сэр Гилман может стремительно перемещаться по полю боя, имп Ти'Зо умеет взрываться с огромным радиусом, унося с собой врагов, а гарпия Памита вместо прыжков может совершать рывки и летать по воздуху вместо обыкновенных прыжков. На каждого из героев можно повесить один Талисман, который как-то может изменить их параметры или способности в лучшую сторону, плюс в промежутках между Обрядами можно отдельно улучшать характеристики персонажей, прокачивать их способности и улучшать талисманы.
Тем не менее, несмотря на обилие непохожих друг на друга героев и возможных комбинаций из них на аренах, Pyre и здесь выдыхается довольно быстро, задолго до финала. Во-первых, враги первую половину игры вообще не предлагают никакого испытания, и все Обряды выигрываются всухую одним универсальным персонажем вроде кочевника Хедвина. Во-вторых, очень скоро выясняется, что на пути к каждому Обряду Освобождения, когда вы можете отправить одного из своих соратников обратно в Содружество, вам обязательно нужно сразиться с одними и теми же противниками по 3-4 раза. Арены, ситуации на поле боя и поведение врагов при этом вообще не меняется – даже с подкрученными в сторону ИИ-оппонента настройками процесс не меняется никак – начинает лишь сильней раздражать задержка между переключением с героя на героя, которыми разрешено управлять только поодиночке.
Не меняется и сама структура игры – задушевные разговоры; просмотр звёзд; клики по карте; Обряд; разговор; Обряд; освобождение; разговоры; снова просмотр звёзд – и так по кругу несколько раз. Понятное дело, что Pyre рассказывает историю о бесконечно повторяющихся кругах ритуалов, трудном пути к свободе и неизбежности предначертанной судьбы – но выражать это в репетативных однообразных и безумно затянутых механиках было очень глупым решением.
И тем обиднее осознавать, что при других обстоятельствах это могло быть гениальной игрой. Здесь есть фирменный для проектов Supergiant Games упаднический, но не веющий безнадёгой дух приключения, отличный визуальный стиль, феноменальная музыка Дерена Корба, красиво выписанные диалоги и яркие персонажи, но всё это сильно оказывается подпорчено затянутым повествованием и назойливыми повторяющимися боями.
***
За пятнадцать часов Pyre умудряется затопить тебя по самую макушку тоннами текста и бесконечным магическим баскетболом, но ради истории, героев и атмосферы эту тягомотину ты терпишь без особого душевного напряжения. Жаль лишь то, что удовольствие от финала истории ты испытываешь не сколько от факта прохождения по-настоящему хорошей игры, а что она наконец-то тебя отпустила, показав титры.