С самого начала серия игр Postal была посвящена массовому истреблению всего, что движется. Основными целями были вооруженные люди, но никто не запрещал расправляться с мирными гражданами. И если в первой части это, по большей мере, обуславливалось психическим расстройством главного героя, то в Postal 2 ответственность целиком ложилась на плечи игрока. Необходимости в убийствах больше не было – от всех агрессивно настроенных личностей можно было убежать. Просто и бесхитростно. Гораздо сложнее было не сорваться стоя в очереди за молоком или обналичивая чек в банке – люди невероятно раздражали своей медлительностью и занудством.
Катарсис
Из предыдущей игры нам известно, что Postal Dude, более известный нам как Чувак – довольно крепкий тип. Выстрел в голову создал ему небольшие проблемы, всего лишь на два дня. А от устроенного им атомного взрыва Чувак благополучно спасся, прихватив своего верного пса Чампа. В поисках новых приключений наш рыжеволосый герой отправился в замечательное местечко, под названием Катарсис, где у него закончился бензин. Этот город населяют морально и духовно богатые люди, вроде мэра - владельца порносалона. Здесь же можно встретить довольно известных личностей, вроде режиссёра Уве Болла. Его работы так вдохновляют фанатов, что они готовы отстрелить своему кумиру голову. Или же наткнуться на Сергея Мавроди, одетого в элегантный малиновый пиджак и спортивное трико. Собственно, по этим примерам можно судить об остроте и злободневности местной сатиры. А она здесь, мягко говоря, устарела на пару лет и вызывает стойкие ассоциации с «русскими квестами».
Но наиболее странным вышел образ Чувака. Его теперь обманывают в каждой миссии, не заплатив ни цента. Это совсем уж дико – прикончить сотню людей, не моргнув глазом, и ничего потом не сделать работодателю. Немного спасает ситуацию озвучка по версии Кураж-Бамбей и замечательный саундтрек. И всё же Чувак – уже не тот парень, который абсолютно искренне верил, что не делает ничего дурного, когда отдавал дань памяти отцу, опорожняя мочевой пузырь на его могилу. А в его голосе не было слышно злобы, даже если он говорил: «Лежать, если не хотите подохнуть!»
Добро и зло
В первые минуты игры создаётся впечатление, будто разработчики не зря столько раз откладывали релиз: система укрытий, динамичный экшен и фирменная атмосфера безумия, творящегося вокруг. Наблюдая за происходящим из-за плеча главного героя, мы весело истребляем небольшие кучки зомби, оставшиеся от прошлых приключений в городе Парадиз. Нам объясняют, как управляться с оружием и отпускают в свободное плавание. Хотя нет, больше никакой свободы. Открытый мир сменился чередой однообразных коридоров. Иногда нас выпускают в более-менее просторные локации, но такое случается довольно редко.
И чем дальше, тем более очевидны промахи разработчиков. Например, отсиживаться за баррикадами совершенно не нужно, ведь Чувак практически бессмертен и с этим ничего не поделаешь – уровни сложности отсутствуют. Да и умерев с десяток раз за всю игру, вы вряд ли научитесь вовремя прятаться от противников. Видимо разработчики посчитали роскошью ввести хоть какую-то индикацию приближения смерти. Но это, если противники умудрились по вам попасть. Стоя в паре метров и глядя вам прямо в глаза, они могут стрелять совершенно в другую сторону. Будто их телом завладели темные силы, но рассудок пока на их стороне. Если же в задании сказано убить 30 человек, то последний из них обязательно где-нибудь застрянет. Причем большая часть игры состоит из миссий на убийство определенного количества людей/животных. Конечно, случаются моменты просветления, вроде скрытного вывода из здания мальчика-раба. Но, всё хорошее быстро заканчивается, а мы продолжаем монотонно изничтожать безмозглых существ.
Облегчить бедолагам участь можно кучей разнообразного оружия – от обычного дробовика, до пчелиного улья. Инструментов расправы действительно много. Приятным приветом из прошлого оказалась канистра с бензином. А вот со всеми любимой лопатой и прочим оружием ближнего боя вышел неприятный казус: расправляться с врагами вблизи настолько неудобно, что лучше сразу отказаться от этой затеи. Учинять же беспредел издалека – просто и весело. Люди лишаются конечностей, а кровь хлещет ручьями. Особенно забавно наблюдать, как с азиатов слетают их соломенные шляпки.
Также, оружие делится на смертельное и несмертельное. Например, электрошокер теперь просто-напросто усыпляет людей, зато можно спокойно пройти практически всю игру используя лишь его. За такой гуманный метод расправы вам начислят очки порядочности и разрешат проходить альтернативную кампанию. Но, встать на путь добра теперь вовсе не означает измотать себе нервы тупостью и медлительностью окружающих. В любой момент можно переметнуться обратно и продолжать расправляться со всем живым. И это будет вполне обосновано - мирная кампания, пожалуй, самая слабая часть игры. Нас лишают возможности устраивать кровавые побоища, а без них Postal 3 выглядит совсем уж уныло.
Если же отвлечься от всех технических и логических проблем и взглянуть на игру в целом, то перед нами предстанет нерадостная картина. Разработчики умудрились разрушить самое главное – атмосферу. Все события скучны и однообразны. В течение всей игры приходится заниматься рутинным умерщвлением противников. Возможно, такая концепция была бы популярной, выйди Postal 3 на мобильных платформах. Но, имея компьютер, лучше поиграть в предыдущую часть. Невзирая на приличный возраст, она во много раз лучше объяснит, что же означает выражение «going postal.» В ней не было монотонности, присущей новому творению. А каждая единица оружия была маленьким праздником.
***
Postal 3 – не самое удачное продолжение серии. Вместо того чтобы взять всё самое лучшее от предыдущих частей, разработчики погнались за новыми идеями. Однако все новинки оказались лишь во вред проекту. Из маньяка и социопата Чувак превратился в бесхребетное существо, позволяющее себя обманывать на каждом шагу и нормально относящееся к службе обществу. Он спокойно катается на сегвее и размышляет над правильностью слов Джека Томпсона. Даже объем его мочевого пузыря уменьшился. Теперь цветочки не будут расти быстрее.