No Man’s Sky был самой ожидаемой игрой этого лета, местами затмив в рейтингах ожидания даже Deus Ex: Mankind Divided. Буйная фантазия игроков, подогреваемая сладостными речами главного идеолога проекта, Шона Мюррея, и многочисленными роликами, рисовала в сознании облик эдакого идеального Minecraft в космосе, да ещё и галактических масштабов. В последнюю неделю до релиза разработчики начали менять свою риторику и снизили градус амбиций, вдобавок, испугав ПК-аудиторию фразой: «Мы постараемся доделать её к нужному сроку», но всем было уже наплевать – поезд ажиотажа нёс публику к главному разочарованию этого года.
Ложь одного человека
Первые несколько часов в No Man’s Sky действительно дарят то чарующее ощущение первооткрывателя, которое, вероятно, испытывал Христофор Колумб или Юрий Гагарин. Мы оказываемся на неизвестной планете на краю Вселенной, со сломанным кораблём и дулей в кармане. Пока перед нами простираются дали огромной, красочной, причудливой планеты, наполненной жизнью, игра ненавязчиво учит пользоваться сканером, ракетным ранцем и, конечно же, обучает сбору ресурсов и крафту. Потом, набив инвентарь разными субстанциями, получаемыми буквально практически из всего, что есть вокруг, и, починив свой звездолёт, мы отчаливаем с нашего первого мира навстречу новым путешествиям.
Далее нас ждёт первая встреча с безбрежным, процедурно сгенерированным космосом, состоящим аж из 18 квинтиллионов планет, первый варп-прыжок в другую систему, первая посадка на станцию, первая встреча с инопланетной формой жизни, чей язык нам ещё придётся выучить… Эти три-четыре часа кажется, что No Man’s Sky - это лучшая игра на свете.
Правда, вскоре выясняется, что делать в этом огромном мире, по сути, нечего. Ни сложных взаимоотношений между фракциями, ни масштабных космических сражений, ни мультиплеера здесь нет – всё это и многое другое осталось лишь в пустых обещаниях Шона Мюррея. Острые языки буквально в первый же день релиза No Man’s Sky окрестили One Man’s Lie, что стало особенно актуальным в свете последнего заявления разработчиков о вероятности появления платных (а не бесплатных, как говорилось ранее) дополнений.
Китайский шахтёр
Весь оставшийся No Man’s Sky заключается в повторении простейшей схемы «посадка на новую планету – гринд ресурсов – продажа ресурсов – крафт новых предметов – перемещение в новую систему» вплоть до достижения центра галактики, куда нас гонит сюжет. И даже это стоеросово простое удовольствие разработчики умудрились изрядно подпортить досадными неприятностями.
Больше всего игрока будет раздражать ужасно ограниченный инвентарь и катастрофически неудобный интерфейс. Примерно половину времени в No Man’s Sky вы будете заняты менеджментом содержимого вашего трюма и постоянно подзарядкой систем жизнеобеспечения, плазменного бура, двигателей корабля и бог знает чего ещё, причём игра даже не удосужиться встать в это время на паузу. Особенно это вызывает фрустрацию, когда нужно вручную перезаряжать щиты корабля прямо в бою. Эй, Hello Games, мы прибыли сюда, чтобы почувствовать себя первооткрывателем далёких планет, а не каким-то космическим мерчендайзером, расставляющим в ячейках костюма необходимые ресурсы в правильном порядке.
Другая проблема, которая до сих пор актуальна для PC-версии – ужасная оптимизация и стабильность работы. Первые два дня после релиза игра вообще отказывалась толком работать на ПК, демонстрируя постоянные просадки частоты кадров вплоть до пяти, а также регулярно вылетала. У многих игра вообще отказалась запускаться. PS4-версия оказалась в разы стабильнее, но и она первоначально была далека от идеала.
Пустое небо
Главное же разочарование наступит примерно часу к пятнадцатому, когда ты окончательно убедишься в том, что No Man’s Sky не просто пустой и однообразный – он статичный. Все эти миллионы миллиардов планет отличаются лишь цветом и некоторыми особенностями ландшафта – и среди них удивляет, дай бог, одна из десяти. Буквально на каждой из планет встретиться одинаковый набор однотипных зданий, инопланетных руин, заброшенных заводов и башен, а также ресурсов. Если повезёт, вы встретите какую-нибудь новую причудливую зверюшку с отсутствующим интеллектом, которая будет активно изображать жизнедеятельность на ваших глазах.
На фоне этого претензии к тому, что здесь абсолютно отсутствует внятная физика (планеты не вращаются, гравитация отсутствует), нет меняющейся экономической системы и генератор даже не научили делать безжизненные или непригодные для посадки планеты, как-то отпадает сам собой. No Man’s Sky производит ощущение техно-демки или игры из достаточно ранней стадии Early Access – при этом журналисты, получившие свои законные пресс-копии, довольно часто забывают упомянуть то, что за подобное количество контента цена в 1999 рублей на PC и 3499 в версии для PS4 – это, прямо скажем, МНОГО.
***
Финальная оценка No Man’s Sky – это попытка привести всё вышесказанное к какому-то среднему числу. Если вы любите разнообразие, изобилие механик и комфорт – вычитайте из итогового рейтинга два балла и идите покупать тот же Elite: Dangerous или, чем чёрт не шутит, антологию сериала X. Если вы готовы стерпеть однообразие, рутину, кривоватый интерфейс и странные правила этой вселенной – можете этот самый балл накинуть и дать игре шанс. В любом случае, будем надеяться, что Hello Games и вся индустрия извлечёт из суровой истории No Man’s Sky необходимые уроки.