За последние годы жанр тактических пошаговых стратегий на волне успеха XCOM переживает новую жизнь, а вслед за дилогией Firaxis целой толпой пошли клоны и последователи разной степени креативности и интересности. Ассортимент предлагается богатейший – тут вам и «XCOM про нацистов», и «XCOM про шпионов», и даже «XCOM про кроликов и Марио» от Ubisoft и Nintendo.
На фоне этого «XCOM про утку и кабана», он же Mutant Year Zero: Road to Eden стоял особняком. Постапокалиптический сеттинг, антропоморфные животные на главных ролях, фокус на приключение и исследование – ждали игру с явным нетерпением. Для многих оно вполне себе окупится, но кто-то может уйти и разочарованным. Попробуем во всём разобраться последовательно.
Пока всё хорошо
Те, кто придут в Mutant Year Zero за атмосферой постапокалипсиса и тягучей атмосферой, почти гарантированно останутся в восторге. Местный мир состоит из нескольких связанных между собой линейных, безупречно детализированных уровней, где каждый скелет у дороги, деревце и камушек бережно были расставлены руками дизайнеров и художников. Картинку игра рисует одновременно мрачную, загадочную и очень приятную, а посему исследовать мир, в котором человечество почти себя истребило, вдвойне интереснее.
Заглядывать под каждый куст здесь, кстати, жизненно необходимо – все ресурсы, включая детали для апгрейда оружия и лом для покупки полезностей в местном магазине, строго лимитированы и разложены по углам заранее. Как и враги, к которым можно подкрадываться и устраивать засады, после чего активировать типичные для XCOM бои, используя очки действия, укрытия и умения подопечных.
Иногда игра позволяет окружить отбившегося от основной стайки одинокого врага, дабы не переусложнить себе сражения с превосходящими силами противника. На определённом этапе прохождения тактика разделения групп на части с последующей тихой ликвидацией станет основным инструментом продвижения по набитым врагами локациям.
Обидные промахи
Первое время, особенно если играть на самом низком уровне сложности, Mutant Year Zero: Road to Eden кажется настоящим подарком для тех, кто любит и интересные приключения, и тактические сражения. Увы, рано или поздно проблемы игры вырисовываются всё отчётливее, и их всё труднее и труднее игнорировать.
Например, ты очень быстро начинаешь чувствовать ограниченность своих возможностей. В команде у тебя может быть одновременно не более трёх членов отряда (из пяти доступных), количество видов оружия и навыков героев крайне скупое, а враги с ростом уровня обрастают лишь жирной полоской брони и здоровья, но не новыми разновидностями и хитрыми приёмами. Что уж говорить – даже у наших уникальных героев в древе прокачки встречаются идентичные умения. И там, где у селезня Дакса способность отрастить крылья и взмыть над полем боя кажется логичной, подобная мутация у лисы Фэрроу выглядит весьма надуманной.
Отдельной головной болью станет безжалостный левелинг локаций и пики сложности. Пропускать бои или наоборот, качаться на врагах послабее здесь попросту нельзя. В результате некоторые сражения покажутся сущей нервотрёпкой, особенно если подходить к ним в лоб без предварительных стелс-танцев. Ближе к финалу раздражать может даже сам мир, который доселе приносил только удовольствие – отсутствие мини-карты и необходимость изучать каждый закоулок даже в довольно скромной (примерно на 15 часов) игре может наскучить.
Хватает здесь и банальных технических и дизайнерских недоработок – например, в Mutant Year Zero иногда бывает крайне трудно понять, стоит ли враг на вашей линии огня или нет, равно как и оценить степень укрытия и защищённости подопечных с флангов.
***
Mutant Year Zero: Road to Eden может как легко влюбить в себя интересными персонажами, симпатичной картинкой и таинственным миром, так и генерировать фрустрацию спорно работающими механиками и однообразием. Брать её сейчас можно с определённой долей осторожности, а вот по первым заметным скидкам совершенно точно стоит дать ей шанс.