Творение небольшой пермской студии «Мортёшка» под загадочным названием Mooseman добралось спустя год после ПК-релиза до основных консолей и гибридной Nintendo Switch. А это значит, что сейчас настало самое время погрузиться в мифологию финно-угорских народов, проживающих на территории нынешней Республики Коми и посмотреть, что же собой представляет этот оригинальный двухмерный платформер.
Вроде человек, но лось
Управлять в Mooseman, как можно догадаться из названия, необходимо Человеколосем – одним из семи сыновей бессмертного бога-демиурга Ена и простой девушки, который должен пройти по трём планам мироздания, нижнему, срединному и верхнему, чтобы принести людям кусочек павшего в бездну светила.
Игровой процесс «Человеколося» очень прост – перемещаясь слева-направо, наш полубог-получеловек, как настоящий друид, может призывать силы природы себе в помощь для решения элементарых пазлов. По нажатию одной клавиши протагонист обращается к силе лося и может подсвечивать другой слой реальности. Например, неподвижные ветви вдруг начинаются вращаться вокруг своей оси, а гора камней превращается в диковинную ящерицу, которая сможет ползти вслед за героем.
Вторая способность сына Ена – заряжать, прям как Гендальф, свой посох силой света, которая защитит его от опасных ударов одноразовым барьером.
За решением банальных загадок и наблюдениями за монохромным на манер Limbo миром и проходят все полтора часа путешествия по Mooseman, но кроме довольно обыденного и пресного геймплея здесь есть то самое мифологическое содержание, ради которого на игру и стоит обратить внимание.
Предания старины
По дороге Человеколось постоянно будет встречать тотемы, которые здесь служат не только точками сохранения, но и источником ценной информации о мифологии коми-пермяков, коми-зырян, саамов и манси. Полно в игре и загадочных антропоморфных символов, которые реально были найдены при раскопках на территории Пермского края.
В результате «Человеколось» из обыкновенного 2D-платформера превращается в интерактивную этнографическую музейную экспозицию, которую будет интересно изучить любому, кто интересуется малыми народностями России.
Увы, для популяризаторского проекта, который можно было бы посоветовать детям на уроках истории, The Mooseman слишком недружелюбен. Особенно это касается интерфейса, который является контринтуитивным буквально во всех смыслах – почему-то по умолчанию вместо «Продолжить игру» меню встречает первым пунктом «Новая игра», выделенный артефакт вместо подсвечивания почему-то наоборот, затемняется, кнопка B не возвращает назад, а чтобы возобновить игру после паузы нужно трижды (!) пролистнуть вниз и нажать A.
Ничто из этого не заставляет бросить «Человеколося» в раздражении, но попортить впечатление они за время прохождения умудряются основательно.
***
За свою скромную цену The Mooseman предлагает полуторачасовой экскурс в мифологию народов коми – очаровательный, увлекательный и пугающий одновременно. Возможно, это далеко не лучшая игра, но всем, кто хочет почувствовать себя этнографом, обязательно стоит обратить на неё внимание.