На «Средиземье: Тени войны», продолжение Middle-Earth: Shadow of Mordor, многие возлагали большие надежды. По всем формальным признакам Shadow of War должен был получиться ровно настолько же лучше, глубже и интереснее первой части, насколько во всём превосходил оригинал Assassin’s Creed 2. На деле же случилась история, которая напоминает судьбу Batman: Arkham Knight, который раздавшись вширь и вглубь, чуть было не лопнул по швам, заменив действительно новые идеи набором сомнительных побочных заданий, огромным полупустым миром и целой горой второстепенного контента разной степени интересности.
Китайская ММО-
Объединяет философию Middle-Earth: Shadow of War с историей о Рыцаре Аркхэма и ставшей притчей во языцех ещё до релиза спрятанный за неисчислимым количеством дополнительных телодвижений финал истории. Если кто помнит, чтобы увидеть бонусный ролик Arkham Knight, приходилось выполнить все побочные задания, зачистить все форпосты, провести все исследования и решить все загадки Э. Нигмы.
Процесс этот был ровно в той степени увлекательный, сколько вам нравилась сама игра в целом – если процесс избиения врагов, решения загадок и перемещения по городу в облике Тёмного рыцаря доставлял удовольствие, то эти пресловутые «100% прохождения» достигались без какого-то излишнего напряжения.
В Shadow of War история похожая – за третьим актом скрывается четвёртый, в котором вообще нет сюжета, но есть голая механика захвата и обороны крепостей, которую можно осилить лишь двумя способами. Первый – это фарм и гринд войск, а второй – покупка лутбоксов, в которых могут прятаться легендарные перекачанные орки. Абсолютно каждый игрок может решить сам для себя: хочет ли он увидеть этот шаткий мостик к событиям кинотрилогии и цикла «Властелин Колец» своими глазами, и что он готов потратить для этого - свои деньги или своё время.
Светлый властелин, нефильтрованное
На взгляд людей, которые безумно ценят своё время и тихо ненавидят 2017 год за какое-то беспощадное количество игр со счётчиком прохождения «40+ часов», лучше всё же сосредоточится на том, что в Shadow of War скроено сюжетом, динамикой и механикой, а не кидает игрока в бездонную пропасть однообразной песочницы.
После событий Shadow of Mordor эльфийский кузнец Келембримбор и гондорский следопыт Талион продолжают действовать вместе и создают для противостояния ордам уруков своё личное кольцо силы, подобное Сауроновому. В этом месте сразу проявляется некий антагонизм наших двух героев – если благородный Талион просто хочет обезопасить родные земли от полчищ орков, то алчный до власти эльф сам хочет стать повелителем орды и обладать безмерной силой. Вместе с другими персонажами, включая вызвавшую адскую боль фанатов и превращённую в femme fatale Шелоб, мы и противостоим крепнущей силе Тёмного Властелина, став Властелином Светлым.
Сюжет, гораздо более богатый на интересные повороты, широкий на размах и окрепшую постановку, по-прежнему выглядит проработанным, но немного нескладным фанфиком на тему «Властелина Колец». Многие герои введены для галочки, второстепенные сюжетные линии теряются и проклевываются по нелепой игровой логике, чтобы постепенно из полноводной реки к финалу превратится в скудноватый ручей, бахнув парой эпичных сцен.
Зато система Nemesis, у нас проходящая под названием «Заклятые враги», встала в полный рост, продолжая генерировать тонны потрясающих историй. Живая иерархия орочьего войска существует в некотором роде самодеятельно, но лишь при появлении Талиона вся конструкция начинает безостановочно создавать уникальные истории, ситуации и уморительные приключения. Орки встают под ваши знамёна, прокачиваются, умирают, сражаются друг с другом, восстают из мёртвых, предают и всё это отображается на их умениях, внешнем виде и поведении. Говорливые твари постоянно бравируют, грозят нашему протагонисту страшными карами, и вообще создают львиную долю всей «движухи». У каждого игрока в ходе прохождения появится своя любимая история – о жестоком предательстве в ходе важной битвы, встрече с орком-бардом, боящимся огня или о том, как он хитро стравил сразу двух сильных и жутких варбоссов, которые потом пали в ходе хитрой операции.
При этом если раньше вся эта иерархическая возня была делом довольно условным, то теперь у нас есть важные цели – захват орочьих крепостей. Тут все эти взаимоотношения между повелителем очередной твердыни и его подчинёнными принимают хитрейший оборот. Хотите – штурмуйте крепость в лоб, только не удивляйтесь, что делать это крайне трудно. Другое дело, когда ты сваливаешь колосса, ловко подрезав жилы на его ногах. Убийствами, вербовкой, постановкой на должность его капитанов и телохранителей своих союзников мы медленно ослабляем оборону и в тот момент, когда вы со своей бравой толпой стоите у главных ворот, ваши лазутчики уже втыкают ножики в спину бедолаги-военачальника.
Middle-Earth: Shadow of Arkham
Увы, система Nemesis с появлением крепостей выросла по ощущениям гораздо сильнее, чем собственно сам геймплей за Талиона. Да, ему разрешили разувать противников, снимая с их тел крутую экипировку, совершать эльфийские прыжки, которым позавидовал бы любой ассасин, на стены, дали ветвистую систему прокачки с кучей умений и навыков, каждый из которых может пригодиться в бою. По ощущениям, постановке и реализации это по-прежнему крайне красивая, но копипаста системы из сериала Batman: Arkham с поправкой на магическо-фентезийную стилистику.
Продираться сквозь полчища орков, разрубая зеленокожих (и прочих оттенков) врагов на шматы, пользуясь контр-атаками, эльфийской магией и прочими трюками, конечно, весело, да и разбавлено это дело неплохим стелсом и возможностью прокатиться на драконе или карагоре, но насколько это может увлечь на протяжении более, чем двадцати часов – вопрос неочевидный.
Особенно если учесть довольно неровное аудиовизуальное наполнение Middle-Earth: Shadow of War. Первой части, которая отставала от стандартов жанра года на три, это было простительно за свежестью ощущений и впечатлений, но здесь, кроме дизайна самих орков и пары локаций зацепится нечему ни глазу, ни слуху.
***
Тем не менее, в специфическом жанре «Эпичная гриндилка» [здесь было слово «дро*****я» - прим.ред], «Средиземье: Тени войны» выступают достойно – несмотря на наплевательское отношение разработчиков и издателя к вашему свободному времени, процесс медленного подчинения Мордора под эгидой Светлого властелина может увлечь на десятки часов, а аналогов системы Nemesis в индустрии, к сожалению, по-прежнему нет совсем. Если вам понравился оригинал, вторая часть однозначно не разочарует, а вот если к оригиналу дышится спокойно и ровно, то и Shadow of War стоит пробовать разве что по первым скидкам.