После премьерного трейлера Metro Exodus на Е3 2017 ошеломлённые зрители и журналисты поспешили занести новую игру украинской студии 4A Games в списки самых ожидаемых релизов обозримого будущего. Среди бурных аплодисментов и восторженных вздохов постоянно звучали одобрительные возгласы: «Всё, никакой S.T.A.L.K.E.R. 2 не нужен!» и «Ура, некстгеновый S.T.A.L.K.E.R. привезли!».
Выход «Метро: Исход» показал, что мы в очередной раз оказались в плену своих экзальтированных ожиданий, а S.T.A.L.K.E.R. 2, несмотря на всю эфемерность надежд на его появление, всё же актуален. Пусть и его ожидание стало чуть менее утомительным и скучным.
Большие города, пустые поезда
Вырвавшийся из душных тоннелей московской подземки, Metro: Exodus выехал вместе с главным героем Артёмом, его женой Аней и спартанцами во главе с Мельником в опасную дорогу по просторам разрушенной России на паровозе «Аврора».
Игрой в открытом мире, к счастью или сожалению, «Метро: Исход» не стал - и чем дальше занесёт нелёгкая Артёма, тем более узкими и маленькими станут локации. Начавшись с просторнейшего Поволжья и довольно большой прикаспийской пустыни ближе к финалу всё действие вновь втиснется в тёмные коридоры.
Именно там, на удивление, Metro Exodus чувствует себя свободнее всего, а все привычные механики работают так, как были задуманы. Довольно топорный и примитивный стелс, перешедший без изменений из прошлой части, туго работает в огромных помещениях, но в линейных срежисированных эпизодах внезапно становится увлекательным и даже адреналиновым действом. Враги, впадающие в паралич при виде открытого пространства и нескольких этажей, вдруг обретают какую-то осмысленность и чёткость в действиях.
Наконец, стрелять, активно пользуясь преимуществом ближнего боя и укрытиями гораздо приятнее и удобнее, чем зачищать какой-нибудь огромный ангар, где тебя могут обойти с десяти сторон, а сам ты ненароком можешь упасть с лестницы, вывалиться в дыру в полу и просто умереть от случайной очереди, пущенной с другого конца зала.
При желании, конечно, на изучение крупных локаций можно плюнуть и пытаться бежать по сюжетным рельсам, но делать это непросто. Разработчики активно подталкивают к исследованию мира, щедро одаривая ушедших с главной тропинки игроков обвесами для оружия, улучшениями костюма и ресурсами, которые теперь тратятся на создание необходимых предметов. Всё полезное, от патронов до аптечек и фильтров для противогаза теперь приходится делать самому, активно собирая хлам по углам, а делать это, не изучая мир, затруднительно.
К счастью, даже без меркантильно-вещевого интереса исследовать осколки былой советско-российской цивилизации очень интересно, благодаря невероятно детализированной картинке и бесподобному арт-дирекшену, который заставляет то и дело замереть и осмотреться, а иногда и включить встроенный фоторежим. Лучше любых слов в данном случае скажут скриншоты – нередко Metro: Exodus действительно выглядит как многобюджетный блокбастер ААА-формата.
Артём, скажи что-нибудь!
Но обманываться её роскошным внешним видом не стоит – Metro: Exodus на деле игра порой безумно архаичная, а многие её недостатки тянутся ещё с предыдущих частей. Например, молчание Артёма, разговаривающего исключительно на загрузочных экранах, в новой части выглядит совершенно абсурдным. Социальный хаб, коим становится паровоз «Аврора», активно старается изображать жизнь, персонажи спорят, общаются, ходят по тамбурам, живо реагируют на присутствие главного героя, который на все их душевные возлияния… молчит.
Особенно это выглядит нелепо, когда Metro Exodus пытается построить из себя то ли роман, то ли театральную постановку. И вот наш начальник, полковник Мельник начинает пафосно толкать пятнадцатиминутную телегу об очередной операции, все бравые «Спартанцы» активно обсуждают приказ, а Артём, к которому персонально обращаются… молчит. Молчит, блин, как рыба.
Вырывает из погружения и маниакальная страсть игры выдернуть у игрока ощущение контроля над персонажем и техническая неуклюжесть всей игры. Вот тут у тебя отбирают управление из-за кат-сцены, здесь бедный Артём не может залезть на ящик, высотой с аршин, а тут, неожиданно, разбивается, спрыгнув с крыши одноэтажной хибары.
Наконец, даже по фундаментальным основам «Метро: Исход» как шутера есть определённые претензии. Сражаться с людьми, даже несмотря на некоторый недостаток обратной связи от стрельбы, тут здорово. Собирать новые комбинации оружия из запчастей, на ходу пересобирая комплект под текущие нужды – круто. Увы, стрелять здесь приходится ещё и в мутантов и, спустя пять лет после выхода «Метро: Луч надежды» это делать всё также скучно, занудно и бесперспективно.
В результате игра в Metro: Exodus напоминает по эмоциям американские горки – в одну минуту ты восторгаешься невероятной картинкой, радуешься постановочному экшену и радостно разбираешь выпавшее с врагов оружие на запчасти, а уже через десять минут уныло бредёшь по пустой локации к очередному сюжетному маркеру, лениво отстреливаясь от агрессивных мутантов. Добравшись до места ты вновь получаешь крутую перестрелку, красивую кат-сцену, только начинаешь получать от происходящего кайф как вдруг герои начинают нести какую-то околесицу, а из ближайших кустов выезжает очередной сюжетный рояль.
***
«Метро: Исход» безусловно является невероятно атмосферной, безмерно красивой и, чёрт возьми, безумно родной игрой, которой мешают амбиции создателей и технические помарки. Если простить ей олдскульность, постоянно передающей приветы шутерам десятилетней давности и сбитый ритм, она способна доставить много удовольствия. Но тем, кто ждёт чего-то уровня Wolfenstein II: The New Colossus напополам с Far Cry 5 стоит поумерить свои желания – иначе есть риск предельно разочароваться.