Будем откровенны – серия Mass Effect никогда не была безупречной и обладала внушительным списком недостатков. По совокупности, к оригинальной трилогии претензии можно предъявлять буквально до бесконечности – хватило бы желания. Каждый, кто играл в первый Mass Effect, наверняка вспоминал недобрыми словами унылые поездки на «Мако», даже самый преданный фанат Mass Effect 2, вероятнее всего, признается, что финальный босс там получился совершенно нелепым, а «светофор» концовок Mass Effect 3 принято чихвостить чуть ли не до сих пор.
Но ругать сериал, даже весьма неоднозначный триквел, практически никому не хотелось. Оригинальная трилогия брала невероятным эпическим размахом, проработанной вселенной, потрясающими глубокими персонажами, фантастическим дизайном, запоминающейся музыкой, харизматичным главным героем и возможностью одной репликой решить судьбу отдельно взятой расы или планеты. На фоне всего этого различные придирки попросту застревали в глотке, а спустя пять лет после своего окончания, история коммандера Шеппарда оставила в памяти только светлые и тёплые чувства.
С Mass Effect: Andromeda, увы, происходит обратная ситуация – её гораздо проще ругать, чем хвалить, особенно если вспоминать, что за последние пять лет случился Witcher 3, а за последние три недели – The Legend of Zelda: Breath of the Wild и Horizon: Zero Dawn.
План 9 из открытого космоса
История ME: Andromeda разворачивается спустя шесть столетий после событий оригинальной трилогии. Перед угрозой вторжения Жнецов, из Млечного Пути в соседнюю галактику Андромеды отправляются огромные корабли-ковчеги в поисках новых, пригодных для обитания миров. Ваш герой, Скотт или Сара Райдер, волею судеб получает должность Первопроходца, человека, объединённого с продвинутым ИИ и ответственного за поиск нового дома для прибывших поселенцев.
Для всех, кто ожидает от Mass Effect: Andromeda накала страстей, драмы и эпического размаха, у нас заготовлены грустные новости – всего этого в новом творении Bioware практически нет. По масштабу и амбициям это гораздо более личная, персональная история о простых людях, попавших в непростую ситуацию освоения совершенно чужой звёздной системы. Да, здесь есть одиозный главный злодей с огромной кучей вооружённых до зубов приспешников, который угнетает всё живое в окрестностях, но противостояние с ним не идёт ни в какое сравнение с драматической борьбой за судьбы всего живого в Mass Effect 3.
Это повлияло и на диалоги, и на персонажей, и на общий тон повествования. Герои общаются между собой непринуждённо, не стесняются шутить и высказывать свои личные эмоции и переживания, что совершенно не похоже на былой пафосный высокий стиль. Протагонист не загнан в рамки двуполюсной морали «Парагон-Ренегат», которая была заменена на выбор тона реплик – теперь мы решаем, рационально будет отвечать оппоненту Райдер или обращаться к своим чувствам и переживаниям. В результате, если оригинальную трилогию хотелось сравнить со «Звёздными войнами» или Star Trek, то Mass Effect Andromeda вызывает ассоциации то ли с сериалом по мотивам, то ли вообще с фанфиком.
Впечатление это производит достаточно сдержанное, особенно учитывая тот факт, что в Mass Effect: Andromeda одна единственная концовка и почти нет вариативных квестов или последствий принятых тобой решений. Особенно печалит то, что многие сюжетные тропы, только в более упрощённом виде, перекочевали в Andromeda из оригинальной трилогии. Спойлерить не будем, но знатоки серии вряд ли увидят здесь много нового.
Ты никогда не сравнишься с Шеппардом
Спасают положение маленькие персональные истории о том, как же трудно уживаются колонисты друг с другом, и, конечно же, наши соратники. Да, у Mass Effect: Andromeda нету своего Мордина Солуса или Гарруса Вакариана, но и те герои, что сопровождают Райдера, вышли вполне себе харизматичными и яркими.
Крогану Драку больше тысячи лет, посему он любит звать главного героя «малышом» и постоянно шутит над кроганским характером и замашками. Азари по имени Пиби (полное имя – Пеллисария) является полной противоположностью Лиары Т’Сони – та была крайне серьёзной, дипломатичной и участливой, а Пиби невероятно легка на подъём, энергична и шутлива, чем даже иногда вызывает раздражение. Всего напарников шесть, они не стесняются обмениваться между собой колкостями и вопросами, чем здорово разбавляют рутинные задания по выполнению чужих просьб и освоению новых земель. Их, задания, кстати, вышли самыми интересными и хорошо поставленными в игре – местами даже лучше, чем основные сюжетные квесты.
Шахтёрские будни
Опасения по поводу того, что Mass Effect: Andromeda станет филиалом Dragon Age: Inquisition, слава богу, оправдались лишь отчасти. Да, основная часть геймплея игры основана на том, что мы собираем ресурсы и исследуем планеты при помощи сканирования. Миров, на которые можно высадиться, немного, но старательное изучение каждого из них легко может занять 8-10 часов.
Назвать этот процесс чрезвычайно увлекательным довольно трудно – например, чтобы сделать планету пригодной для жизни, её нужно очистить от холодажарыкислотырадиации. Для этого необходимо исследовать три древних монолита, решить паззл-судоку с инопланетными глифами, после чего активировать в глубине большого подземного комплекса террафомирующее устройство и сбежать.
Большинство квестов решаются примерно таким же способом – приехал, поговорил, пострелял, просканировал. Mass Effect: Andromeda - это сущий ад игровых перфекционистов, стремящихся к стопроцентному прохождению всего, к чему прикасаются, потому что им придётся заниматься жесточайшей рутиной примерно в течение 60-80 часов. Но делать всё это, в отличие от Inquisition, не обязательно – хорошее оружие и снаряжение можно будет найти во время прохождения основной сюжетной линии, а на всё остальное количество оставленных на планетах аванпостов и отсканированных ресурсов не влияет.
Но даже если вы решитесь заняться второстепенными заданиями и исследованием планет, назвать это время однозначно скучным не получается – тоску здорово разбавляют поездки на всепогодном вездеходе «Кочевник» и перестрелки. Несмотря на отсутствие тактической паузы и возможности напрямую управлять поведением соратников, бои в Mass Effect: Andromeda получились задорные. Главный герой при помощи джетпака может активно перелетать от укрытия к укрытию, бить в рукопашной, расстреливать врагов из множества самого разнообразного оружия и использовать многочисленные умения. Жаль только, что динамику перестрелок слегка портят обвешанные по уши щитами и бронёй враги, которых, начиная со второй половины игры, становится слишком много.
Холодный укус
Хотя даже с ними воевать довольно приятно – благо Mass Effect: Andromeda использует движок Battlefield, который даже нарочно испортить, наверно, очень трудно. Игра выглядит крайне симпатично и в бою, и в мирные эпизоды исследования планет.
Последние получились у художников Bioware действительно красивыми, непохожими друг на друга и запоминающимися. Причём это касается не только тех планет, на которые можно высадиться, но и непригодных, но доступных для сканирования небесных тел, между которыми мы перемещаемся по вполне трёхмерному сектору Элей.
Увы, с технической стороны у Andromeda не всё так гладко, как хотелось бы. Про лицевую анимацию Интернет горел несколько недель – ничего нового по этому поводу добавить не получится, она действительно выполнена крайне неряшливо, хотя и не так плохо, как рисуют некоторые критиканы. Гораздо больше утрированной и примитивной по современным меркам анимации раздражают баги, глитчи, заваливания в текстуры и прочие неприятности, полностью ломающие погружение в атмосферу sci-fi приключения. Мы тестировали релизную версию для PS4 и даже она умудрилась несколько раз намертво повиснуть – несолидно для ААА-проекта, находящегося в разработке более четырёх лет. Забавно, что мультиплеер при этом работает на удивление стабильно и его рекомендуется попробовать даже тем, кто всегда играл в Mass Effect ради сингла.
***
Если судить о Mass Effect: Andromeda по её собственным достоинствам и качествам, то это действительно хорошая игра и она способна доставлять удовольствие. Здесь есть дух исследования и приключения, симпатичные персонажи, огромные планеты, красочные и динамичные бои, красивый безбрежный космос и секс с синекожей инопланетянкой. Но это Mass Effect и Bioware, а посему определение «просто хорошая игра» в данном случае звучит практически как оскорбление – здесь слишком много вещей, которые либо сделаны неловко, либо неудобно, либо скучно. Готовы ли вы их терпеть, или обойдёте игру стороной – исключительно выбор каждого.