Крайнюю, четвёртую по счёту, часть приключений «Безумного» Макса Рокатански легко и непринуждённо можно назвать одним из самых зрелищных и крутых боевиков за многие и многие годы. Заряженный высокооктановым экшеном, сочнейшими, а главное, рукотворными, а не компьютерными спецэффектами, «Безумный Макс: Дорога Ярости» пришёлся по вкусу как критикам, так и рядовому зрителю.
Ровно тоже хотелось бы сказать о помотивчике Mad Max за авторством Avalanche Studios, тех самых людей, что придумали дилогию (в скором времени – трилогию) Just Cause. Хотелось бы, но, к несчастью, не получается – компьютерный MAD MAX по накалу страстей до картины прилично недотягивает, несмотря на солидный срок разработки.
Злобный Члем
Как заведено в сериале, начинается Mad Max с того, что нашего протагониста практически убивает местный босс всея Пустоши – Члем Скротус, сын Несмертного Джо, что был главным гадом в кинофильме. Легендарный автомобиль «Специальный преследователь» распиливают, а самого Макса спасает странный карлик-механик по прозвищу Жестянщик. Он принимает главного героя за автомобильного мессию, для которого он должен создать «Шедевр», Magnum Opus, машину, ещё более устрашающую и мощную, чем утерянная драгоценность.
На этой завязке сюжет Mad Max, по сути, оставляет нас наедине с огромной пустыней-песочницей, которая структурно мало чем отличается от любой другой подобной, будь-то Far Cry 3 или сам Just Cause 2. Обзорные точки, вражеские крепости, куча всякой мелочёвки вроде снайперских вышек и пугал, уничтожая которые мы снижаем влияние Члема в районе – всё это настолько привычно и понятно, что острая потребность в исследовании мира пропадает там, где она ещё не началась. Конечно, проезжающие конвои и лихие бандиты пытаются сотворить иллюзию живого мира, но на самом деле он мёртв и статичен. В этом смысл Mad Max выступает в известной категории «развлеки себя сам» - пока игрок сам не выдумает себе ситуацию и не обыграет её, вокруг не произойдёт ровным счётом ничего.
При этом ведущей мотивацией и движущей силой и сюжета, и процесса как раз служит бесконечный апгрейд автомобиля. Так, без определённых штуковин, мы просто не сможем двигаться дальше по сюжету, а установить нам их не дадут, пока мы не подружимся с местными воротилами.
Занимательная автомеханика
Надо отметить, что всё, что связано с автомобилями и погонями, сделано в Mad Max на твёрдую пятёрку. «Шедевр» можно улучшать сразу по нескольким направлениям, балансируя между защитой, скоростью, управляемостью и огневой мощью – от изобилия обвесов и улучшений удавился бы любой Need For Speed. На машину можно навесить целый арсенал жутких орудий – шипы, огнемёты, не обошлось и без любимого устройства студии Avalanche – гарпуна, с помощью которого натурально можно отрывать куски брони, выдёргивать колёса и пассажиров из вражеских автомобилей. Предел фантазии практически не ограничивается не только внутренним, но и внешним содержимым – игроку доступно огромное количество типов кузова, различные украшения и раскраски.
Тут нужно сказать о том, что именно во время автомобильных погонь и поединков с бандитскими конвоями понимаешь, почему разработчики и издатель отказались от поддержки консолей предыдущего поколения. Такой уровень графики они просто бы не потянули – настоящие всамделишные взрывы, клубы дыма, разлетающиеся ошмётки брони, кувыркающиеся по физике автомобили, натуральные пылевые завесы и сама пустыня сделаны просто фантастически. Особенно круто сделаны те самые жуткие бури со сверкающими молниями и порывистым ветром, которые мы уже могли увидеть в начале «Дороги Ярости». Приятно ещё и то, что игра отлично оптимизирована и версия для ПК ничуть не уступает консольным товаркам – Batman: Arkham Knight от того же издателя будет икаться всем ещё долгие месяцы.
Проблема всего Mad Max заключается в том, что вторая половина геймплея происходит пешком. Боевая часть при этом живо напоминает уже осточертевшую систему из Batman: Arkham Asylum или Shadow of Mordor, с той лишь разницей, что там, где у Тёмного Рыцаря – почти боевая хореография, у Макса – брутальный и угловатый мордобой с небольшим вкраплением холодного оружия и изредка звучащих выстрелов из фирменной двустволки. При этом получается замкнутый круг – передвигаться на своих двоих довольно быстро наскучивает и хочется делать этого поменьше, но в противном случае ты не получаешь стабильного прироста запчастей, которые идут на апгрейды Magnum Opus и Макса. А расценки, надо сказать, тут грабительские – если самая первая автомобильная броня стоит жалкую сотню местной валюты, то последняя чуть ли не три тысячи, и ещё для её установки потребует снизить влияние Члема в определённом районе до минимума. А это значит непременный штурм минимум трёх примерно одинаково устроенных крепостей и выполнение однотипных заданий вида «взорви – убей».
Ещё разработчикам не очень удалась попытка впихнуть в игру элементы выживания. Практически мгновенно респавнящиеся канистры полностью решают проблемы с бензином, а недостаток в воде и еде, которые нужны лишь для пополнения здоровья, тут наблюдается лишь в первые два часа игры. Понятное дело, что дело тут было не только в процессе, но и в атмосфере, но скоро вас начнёт раздражать то, как муторно и долго Макс пьёт из фляжки и выгребает ладошкой собачьи консервы из жестяной банки – Mad Max и без этих деталей воспроизводит постъядерный мир не хуже кинооригинала.
***
Обидно, что потрясающий по содержанию и красоте автомобильный экшен, созданный в полном соответствии с духом «Безумного Макса» помещён в декорации ладно сделанного, но очень однообразного, навязчивого и пустого открытого мира. Ещё более обидно то, что Mad Max умудрился выйти в один день с Metal Gear Solid V: The Phantom Pain – тоже игрой с открытым миром, но выполненной на совершенно другом уровне идейного исполнения. В результате она оказывается нужной только лишь поклонникам квадрилогии Джорджа Миллера и любителям игр-песочниц – остальные будут гонять Биг Босса по Афганистану.