Восемнадцатый день рождения чирлидерши Джульет явно не задался: на городок напали зомби, бойфренду пришлось отрубить голову (а ее повесить на ремешок), да еще и вертлявый гот грозится открыть ворота в потусторонний мир. Делать нечего - приходится брать бензопилу, украшенную сердечками и идти спасать мир.
На первый взгляд, кажется, что дипломированный сумасшедший Гоичи Суда сделал игру, в первую очередь, феминистическую. Последний защитник Земли - не лысый супермен, а гиперактивная девочка, только что вошедшая в совершеннолетие. Мужчины представлены либо в виде отца Джульет, либо в виде говорящей головы Ника - ее парня. Однако никакого феминизма Суда не закладывал (это понятно уже на пятой минуте игры, когда Ник оказывается в пять раз умнее всех персонажей, вместе взятых) - просто так получилось; удачное стечение обстоятельств.
Идей вообще нет - Суда со своей японской колокольни привычно кроссцитирует все подряд. Город называется Сан Ромеро, первый босс списан с фронтмена Ramones, третий босс высмеивает Autotune; половина зомби будто сбежали с эмо-коцерта, организованного геями - тот факт, что им противостоит легкомысленная блондинка, вроде как, обусловлен войной поп-музыки с дремучими ответвлениями рока, но с таким же успехом можно оправдать творящиеся безумие, ммм, метафизикой христианского воздаяния - за безвкусие и пристрастие к розовому. Хотя, стоит ли вообще искать причинно-следственную связь в игре, где главная драматическая сцена случается во внутренностях гигантского Элвиса Пресли?
Как уже сказано - здесь много неуместного цитирования. Игра никак не может понять, про кого ей шутить: зомби, молодежные триллеры или панк-группы; в итоге хватается за всё, до чего дотягивается. К середине игры, мы уже сидим по уши в болоте из брендов, имен и названий - как будто попадаем в роман Брета Истона Эллиса, который потерял нить повествования, и дальнейший текст строит на закольцованном описании ситуаций, куда попадают истеричные герои.
Несмотря на эпатажные декорации, Lollipop, по сути, - очень простая и, главное, консервативная игра. Мы эффектно пилим бензопилой мертвяков, собираем монетки, покупаем новые комбо и удивляемся поразительной способности камеры показывать трусы Джульет в самых, казалось бы, неочевидных ракурсах. Зомби разрезаются с первого раза, но бензопила - слишком тяжелое оружие для юной девушки, и надо привыкнуть к некоторой заторможенности. Освоившись, вы научитесь ловко размахивать оружием - тогда игра превратится в кровавый цирк. Брызжет кровь, крутится чирлидерша, матерится говорящая голова Ника - но, кроме быстро приедающегося дизайна, ничего удивительного: что, мы японских слешеров не видели, что ли? Чтобы мы сильно не заскучали, нам подсовывают множество (пожалуй, даже излишнее множество) мини-игр: отбиваем от автобуса камни, управляем зомби; такие вставки вряд ли вносят в процесс разнообразие - скорее сбивают с ритма. Битвы с боссами так и вовсе - апогей японского традиционализма. Они привычно огромные и привычно безумные (один, например, засунет нас в восьмибитную игру), но убиваются по старой схеме: удар-удар-удар, передышка, удар-удар-удар.
Игра очень линейна - и тут Суда отказывает сам себе. Мы привыкли, что уровни в японских слешерах почти бесконечные - можно часами бродить по локациям, собирая бонусы и разгадывая второстепенные загадки. Так было в Bayonetta и Devil May Cry – но только не в Lollipop Chainsaw. Несмотря на целый город, вроде как доступный нам, игра предлагает только прямые коридоры - шаг влево-вправо не предусмотрен.
Lollipop делался на той же технологии, что и Shadow of Damned, но последний почему-то гораздо красивее - видимо, слепив модель главной героини, дизайнеры решили, что достаточно: игрок все равно ни на что больше смотреть не станет. В итоге все залито, извините, мылом (в сочетании с длинными роликами, игра отлично подходит под универсальный ярлык, который любят вешать PC-филы из интернетов), окружение скверно отрисовано, а физики нет и в помине. Спасает все, конечно, специфический шарм: кругом сумасшествие, зомби носят зеленые хаеры, невинная девушка в розовом длинно матерится, голова на ремешке жалуется на нелегкую; брызжет радуга, в безумном хороводе кружатся цветочки - Содом и Гоморра слились в единое целое, образовав Lollipop Chainsaw.
Хотя, сколько бы Суда не старался изобразить умопомешательство, надо понимать: все это напускное. Настоящее, японское безумие живет в той же Bayonetta и Catherine - Lollipop, по сравнению с ними, – как накрашенный гот рядом с Сатаной. В искусственно выкрученном градусе непотребности читается коммерческая просчитанность - понравиться американскому рынку. Этакая выставка национального колорита, бизнес-презентация чудака-японца, на которого мельком смотрят состоятельные толстые американцы - а он фигурно гримасничает за витриной, украдкой стирая клоунский грим.
И черт с ней, с искренностью - вон, российские разработчики и не такое делают, чтобы иностранцам понравиться. Тонкость в том, что Суде, как истинному сыну страны Восходящего Солнца, внутри души очень противно работать клоуном для тупых бледнолицых гайдзинов - легко себе представить, как по ночам, когда никто не видит, он беззвучно плачет в подушку, ненавидя весь мир.
***
Lollipop Chainsaw - нарочито безумное приключение про войну 18-летней девушки с зомби, готами, панк-рокерами и еще множеством смешных персонажей. Игра лучше всего подходит тем, кто хочет поближе познакомиться с современной японской видеоигровой сценой, но боится получить психологическую травму, из-за фатальной разницы культурных кодов. Игра сбалансирована, просчитана и упакована в красивый розовый фантик. Пользуйтесь.