Мы и сами не задумываемся о том, насколько пророческим в своё время оказался роман Дж. Оруэлла «1984». Пресловутый «Большой Брат» действительно смотрит во все глаза: смартфоны внимательно слушают то, что мы говорим, хитроумные алгоритмы анализируют историю наших перемещений по сети Интернет, а окружение напичкано камерами видеонаблюдения. В некоторых странах, как например, в Китае, всё зашло ещё дальше – государство огородило свою часть глобальной Сети, ввело профайлинг граждан и установило программы распознавания лиц.
Разработчики из студии Atomic Wolf решили немного пофантазировать о том, к какому будущему мы идём, и сделали Liberated – двухмерный платформер про борьбу подпольщиков с государственным информационным контролем. Насколько же качество игры соответствует её острой социальной повестке?
Даёшь свободу
Согласно правилам антиутопического мира недалёкого будущего, в Liberated каждый гражданин обладает неким цифровым кредитом, который пополняется за выполнение общественно-полезных и государственно-одобряемых деяний. Правонарушения и общая неблагонадёжность ведут к снижению персонального рейтинга, за которым рано или поздно последует наказание.
Пришло оно и за главным героем игры, хакером Дюком Страудом, которому не помогло даже то, что его отец является министром национальной безопасности. После задержания на Дюка выходит группа сопротивления, которая хочет найти доказательства вины правительства в ужасном инциденте – взрыве в школе, повлёкшем гибель десятков детей. Именно после того происшествия и была введена система тотального цифрового контроля и массового наблюдения за гражданами.
Для относительно коротенькой инди-игры, Liberated действительно радует своим сценарием – возможно, не очень оригинальным и не глубоким, но вполне серьёзным, а главное весьма актуальным. Милитаризация полиции, использование СМИ как инструмента пропаганды, моральные и этические вопросы контроля, компромисс между свободой и безопасностью – Liberated не сильно углубляется в эти темы, но порой подкидывает действительно интересную пищу для размышлений, в особенности когда предлагает взглянуть на историю с другого ракурса и меняет протагонистов.
Ещё одна яркая и довольно оригинальная черта игры от Atomic Wolf заключается в выбранной художественной стилистике. Подаётся Liberated в виде комикса, прямо как в старой Comix Zone - нам буквально нужно переходить из одного блока картинки в другой, периодически перелистывая страницы журнала. Нарисовано это всё под явным влиянием «Города грехов» - чёрно-белая цветовая палитра украшается разве что красными пятнами крови, когда герой получает урон.
Не революция
К сожалению, играть в Liberated не так интересно, как проникаться её атмосферой и историей. Геймплейно нам предлагают сайд-скроллинговый двухмерный шутер с небольшими вкраплениями стелса, платформинга и загадок. Основную часть времени герою просто предлагается бежать слева направо, расстреливать врагов, дёргать рычаги и решать небольшие паззлы со взломом.
И ни один из этих элементов не реализован не то что неожиданно, но даже хотя бы увлекательно. Местные прятки с врагами максимально примитивны – знай себе прячься в расставленные дизайнером укрытия и нажатием одной кнопки нейтрализуй проходящих мимо врагов, которые разлетаются смешным регдоллом. Платформинг ощущается вязко и скучно – герой анимирован довольно топорно и прыгает весьма неуклюже.
Со стрельбой всё более-менее в порядке, но баланс оружия выдержан плохо. Самым лучшим орудием убийства тут является пистолет, благодаря точности и скорострельности он явно стоит впереди дробовика и автомата. Самое обидное, что иногда местная камера не показывает, куда ты стреляешь, а потому приходиться только догадываться, попал ты в кого-то или нет. Случаются и конфузные ситуации, когда герой заходит в комнату и сразу получает на орехи от находящегося за дверью противника, которого ты не видишь.
Подобные мелочи нервируют едва ли не сильнее технического исполнения Liberated. Багов здесь сравнительно немного, но то, как медленно на Nintendo Switch происходит порой смена сцен и перелистывание тех самых страничек комикса вызывает заметное раздражение.
***
За интересной стилизацией и увлекательной и острой историей Liberated не в силах скрыть невыразительный и порой раздражающий геймплей. Свою цену в 1499 рублей на Nintendo Switch этот релиз оправдывает слабо, а вот на какой-нибудь распродаже в Steam (где игра появится уже в ближайшее время) любителям политических триллеров стоит обратить на него внимание.