Предыстория такая: жили-били четыре финна, любили играть в старые ролевые игры про подземелья, и как-то раз, насмотревшись на дорогие конвейерные RPG, решили возродить старую добрую классику; «ударим олдскулом по бездушью и коммерции!». Поскольку людей было мало, а опыта разработки вообще у одного, игра получила только базовую концепцию - остальное предлагается доделать пользователям.
Первые же кадры Legend of Grimrock подробно объясняют, чем вдохновлялись создатели: есть подземелье, есть четыре узника, есть враги и много-много ловушек. Бородатые юноши, разумеется, мгновенно вспоминают архетипичный набор штампов из ранних 90-ых: папин НИИ, спектрум в гараже и Eye of the Beholder, которая лучшая игра за все существование человечества – собственно, для них финны и работали. Люди, такие времена не заставшие, или заставшие, но забывшие, проходят мимо – иначе рискуют получить неизлечимую психическую травму.
Old School, so cool
Истории нет - достаточно знать, что в тюрьму Гримрок (из которой, понятное дело, никто никогда не выбирался) попали четыре уголовника: вы их вызволяете. Дальше выбираете расы и раскидываете характеристики - кроме банальных людей, есть минотавры, люди-ящеры и инсектоиды (Кафка в гробу переворачивается, ну да ладно). Одни лучше подходят для лобовых атак, другие владеют магией, третьи взламывают замки типичный набор классов. После создания персонажей, выбираете уровень сложности, и видите первый удивительный сюрприз: можно отключить игровую карту и - я не шучу сейчас - начертить подземелья в тетрадке в клеточку - причем, со всеми опознавательными знаками: тут ловушка, тут огромный монстр, тут черт знает что. Упомянутые бородатые дети, наверняка захлебываются в пароксизме счастья, но не завидую тем, кто по незнанию английского или невнимательности, случайно ткнет на «hide map».
Однако, даже с включенной картой, проблемы будут на каждом шагу. Например, бои - они происходят в реальном времени (пожалуй, единственное отличие от Eye of the Beholder) и никогда не успеваешь «общелкать» все иконки персонажей; поначалу невозможно управиться с обычной улиткой. Тактики никакой нет - вооружаете подопечных самым тяжелым оружием, ставите на первые ряды бронированных монстров и приступаете к замечательной игре «hit & run»: бьете улитку дубиной по голове и отбегаете. Затем, снова бьете и отбегаете. Повторяйте, пока животное не рассыплется на сотни мелких, почему-то золотистых, кусочков. Можно попробовать магией, но тут свои тонкости - чтобы выучить заклинание, надо либо найти свиток (которых нигде нет), либо открыть формулу самому - перебирая 9 разных рун. В любом случае - магия здесь не эффективней метательного ножа; затраченных усилий точно не стоит.
Кроме сражений с монстрами, есть еще одна фирменная черта старых RPG - загадки и ловушки. По сути, тюрьма Гримрок - один огромный ребус, от которого ответвляются сотни и сотни задач, капканов, западней. Вам придется открывать порталы, искать ключи, вставлять металлические глаза и пролетать над пропастью (во тьме). Первоначально, загадки прикидываются простыми бытовыми зарисовками - положить тяжелый предмет на рычаг, быстро пробежать под гильотиной. Но потом начинаются эпичные поисковые компании в духе первого Doom - чтобы найти ржавый ключ, надо оббегать три километра серых подземелий, убить десяток монстров, пару раз загрузиться и, в конце концов, найти проклятый ключ в том месте, откуда начал поиски.
Лабиринт
Понятно, что это не проблема самой игры - это проблема жанра. Но за двадцатилетний срок, что прошел с угасания dungeon crawl, можно было внести некоторые изменения? Олдскул и нонконформизм - это, конечно, хорошо, но минимальную заботу о пользователях никто не отменял; тут, кстати, можно вспомнить бесконечную истерику взволнованных людей, что игры стали проще и «press X to win» - вот вам, пожалуйста, сложная, бесконечная RPG, в которую невозможно и незачем играть. Получается, не игры стали проще, а люди потеряли золотую середину: либо виртуальный тир, либо садомазохистский агрегат на сто часов геймплея.
Впрочем, дело даже не в этом. Legend of the Grimrock лишена разнообразия - она монохромна, каждый кадр кричит об острой бюджетности и мизерном штате. Коридоры не меняются - это серые и сырые кирпичные кладки с безыскусным дизайном и узким проходом; кажется, что уровни на ходу генерирует специальная программа. За углом поджидают монстры, но их всего несколько видов, и друг от друга особо не отличаются - какая, по сути, разница между улиткой и гигантским пауком, если оба передвигаются по условным клеткам, кусают условными челюстями и умирают от условных взмахов дубины?
Черт с ним, контентом, - нет даже динамики, развития, стимулирующего к дальнейшему прохождению: кругом статично, как в музее - уходят улитки, приходят ходящие деревья, уходят деревья, приходят оборотни; вокруг все то же подземелье, те же загадки, меняются только характеристики и обувь на ногах. В определенный момент, игра напоминает бесконечный cон грешника: закольцованная череда монстров, поворотов и бесплодных усилий что-то изменить; такой рефренный ад, в который мы, без сомнения, все попадем - если просидим за Legend of the Grimrock больше трех часов.
Однако, стоит признать, что технически, проект сделан неплохо - а для инди-уровня, вообще отлично. Ползучие тени бегут от яркого факела, иссиня-черный след заклинаний вычерчивает причудливые фигуры. Дело портит Myst-образная камера и управление: толком нельзя оглядеться и рассмотреть темные углы; хотя, возможно, именно из-за нее Legend of the Grimrock занимает 163 мб и запускается на любом бытовом приборе, где есть кнопка «power». Хорошая, кстати, работа звукорежиссера - несмотря на пластиковую статичность игры, звук, иногда, способен передать атмосферу морской тюрьмы, наполненной опасными монстрами - вокруг, кто-то кричит, шипит и рвется.
***
Главная проблема Legend of the Grimrock - она не затягивает. Не заставляет изучить каждый уголок таинственного подземелья, не держит на протяжении пяти часов, не дарит священного счастья от найденных серебряных ботинок. В играх такого жанра должна быть магия; некий импульс, который будет засасывать пользователя - здесь этого нет. Legend of the Grimrock скопирована внешне, но не внутренне; все равно, что муляж на витрине магазина.